Муза оперетты

Фото: Евгений Элинер

Фото: Евгений Элинер

1 Декабря 2019

Муза оперетты

В Театре музыкальной комедии прошел бенефис Катажины Мацкевич, отметившей 10-летие работы в легендарном петербургском театре на Итальянской улице. 

Бенефициантка появилась в партии Ханны Главари из оперетты Легара «Веселая вдова», в которой покорила членов экспертного совета российской национальной театральной премии «Золотая маска» (спектакль в постановке Джорджо Мадиа вошел в long list премии по итогам театрального сезона 2018–2019) и в которой особенно ярко проявились качества, позволяющие назвать Мацкевич одной из самых ослепительных звезд на современном опереточном небосклоне.
Сложно найти слова, не звучащие пафосно и в то же время максимально приближенные к истине, но возьму на себя смелость предположить, что, если бы, как у трагедии и комедии, у оперетты была покровительствующая ей муза, она была бы похожа на Катажину Мацкевич. Сияющая красота, природная стать и тот неуловимый манок, что делает женщину неотразимой и притягивающей взоры, — вот она, истинная муза оперетты, жанра, не имеющего равных по жизнерадостности и умению отобразить полноту бытия. 
Глубокое, теплое сопрано артистки отличается редкой красотой тембра и благодаря хорошей вокальной школе и бережному отношению звучит легко и естественно. Природа голоса Мацкевич такова, что его можно считать «рожденным» для опер Верди и Пуччини, оперетт Кальмана и Легара. В оперном репертуаре певицы Микаэла и Лейла («Кармен» и «Искатели жемчуга» Бизе), Памина («Волшебная флейта» Моцарта), Лиу («Турандот» Пуччини), самым же поэтичным ее созданием стала Виолетта Валери — угасающая героиня оперы Верди «Травиата», приносящая в жертву свою любовь, но наполненная этой любовью до последнего вздоха. Об оперных победах опереточной примадонны можно сказать немало, но это тема для другой статьи, в этой же хочется вспомнить незабываемые роли, сыгранные артисткой на сцене Театра музыкальной комедии. 
Одна из них — графиня Габриеле из оперетты И. Штрауса «Венская кровь» в постановке Игоря Коняева. Презрительная и надменная венская аристократка, супруга спикера парламента является материальным воплощением слова «роскошь». Всё в ней — от узкой ступни, обутой в изящную туфельку, до гордо поднятого подбородка — безупречно и совершенно, и столь же восхитителен голос, без малейшего напряжения воспроизводящий штраусовскую партитуру, то обволакивающий, томный, то хрустально-звенящий, улетающий ввысь. 
Другой чудесный образ — жизнелюбивая Марица в одном из самых популярных спектаклей театра, постановке Габора Миклоша Кереньи «Графиня Марица» Кальмана. Своенравная и темпераментная графиня настолько органична, что, если бы композитор и певица жили в одно время, можно было бы подумать, что Мацкевич и послужила вдохновением для создания этого самобытного женского характера. 
Есть в репертуаре певицы и грациозная артистка парижского варьете Одетта Даримонд, и рафинированная красавица-княгиня Теодора Вердье — в опереттах Кальмана «Баядера» (постановка Г. М. Кереньи) и «Принцесса цирка» («Мистер Икс», постановка А. Белинского); незабываемы в ее исполнении героини спектаклей прошлых лет: Розалинда («Летучая мышь» И. Штрауса, постановка Г. М. Кереньи), Мадлен («Холопка» Стрельникова, постановка А. Петрова), Лиза («Страна улыбок» Легара, постановка Г. М. Кереньи)… 
…Дебют на сцене Театра музыкальной комедии в партии Карлотты («Гаспарон» К. Миллёкера, постановка И. Габитова) принес выпускнице Петербургской консерватории высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская роль в оперетте/мюзикле». Наверное, уже тогда у жанра оперетты были на воспитанницу Надежды Дроздовой-Вайнер собственные «планы»: в том же году новоиспеченная солистка стала обладательницей первых премий Международного конкурса артистов оперетты и мюзикла имени И. Боровицкой (Польша) и Международного вокального конкурса артистов оперетты имени Ф. Легара (Словакия). В последнем — в номинации «Примадонна», название которой можно считать пророческим.
«Я очень хотела в оперетту! Сознательно или бессознательно, я чувствовала, что именно в таком синтетическом жанре, как оперетта, смогу научиться очень многому», — 
поведала когда-то артистка автору этих строк. Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что оперетта помогла исполнительнице оперных партий Мацкевич принести на оперные подмостки редкие артистизм и обаяние, ну а опера помогает примадонне оперетты сохранять блестящую вокальную форму, «лечит» голос. Ведь главные партии в классических опереттах очень часто написаны композиторами неудобно, что приводит к «расшатыванию» голосового аппарата. 
Сегодня Катажина Мацкевич находится в расцвете актерского и вокального дарования, что позволяет, ненадолго оглянувшись назад, устремить взгляд в будущее, где ее ждут новые партии и новые вершины. 
Светлана РУХЛЯ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (172), декабрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~qmgj8