Моцарт от фирмы «Цветы Альмавивы»![]() Фото: Виктор Васильев Моцарт от фирмы «Цветы Альмавивы»Не пугайтесь, ради Бога, не пугайтесь, уважаемые читатели (впрочем, вас уже трудно чем-то испугать), но действие оперы «Свадьба Фигаро» по последней версии театра Зазеркалье происходит в офисе фирмы «Цветы Альмавивы».
По явной видимости, Граф (Александр Гонца, Иван Васильев) выращивает не только экологически чистые растения, но и цветник очаровательных girls для работы в фирме. Девушки юны, подвижны и в компании стройных юношей на музыке увертюры демонстрируют пластическую рекламу фирмы с зарисовками «творческих будней». В фирме всё ОК: все молоды, хороши собой и голосисты. Даже солидный Бартоло Якова Стрижака и дама бальзаковского возраста Марцелина Юлии Андрушкевич весьма пикантны, уж не говоря об очаровательной Сюзанне (Надежда Антюфеева или Елена Заставная) в розовом офисном костюмчике или о Графине (Ольга Георгиева или Ольга Черемных), в меру томной и
оч-чень привлекательной для всех, кроме мужа и симпатяги Фигаро (Игорь Лищишин). Ну а маленькие осложнения в виде домогательств начальника можно легко и шутливо «разрулить».
Почему нет? В данном случае «Свадьба Фигаро» представлена не лирической комедией, каковою вполне может трактоваться, а как обозначенная автором buffa, что в переводе — шутка.
Это действительно шутливый, очень динамичный спектакль, события которого вполне вписываются в XXI век (ну, так годик с хвостиком назад): графский титул и сонм прелестных секретарш можно запросто прикупить вместе с оранжереей, жены блудливых мужей одинаково страдают во все времена, подростки-эротоманы Керубино и пакостники Базилио тоже всегда в достатке. А веселая, энергичная, готовая постоять за себя пара искренне любящих —
это просто классика. И светлая, с лукавинкой или нежной грустью музыка Моцарта на их стороне.
Такое режиссерское решение — находка для молодой труппы, где часть участников — еще студенты театрального института-мастерской Александра Петрова, постановщика данного спектакля. В конце сезона планируется показать его целиком силами студентов. Можно сильно позавидовать начинающим артистам, приобретающим профессию в живом театральном деле. И пожалеть вокалистов Санкт-Петербургской консерватории, у которых варварски отняли их театр (он стоит, полуразваленный, затянутый грязной тряпкой, уже более шести лет).
На зазеркальской сцене в «Свадьбе Фигаро» все просто и легко: декорации Алексея Левданского, обозначающие окна и двери, нарочито «картонные»; столики и стулья — разноцветно-пластиковые; костюмы от Юлианы Кошкиной на стройных фигурках сидят, а грим и одежда Керубино (Екатерина Хоменчук или Анна Евтушенко) вкупе с точно схваченной актрисами мальчишеской подростковой пластикой идеальны для травести. Кстати, сцена посвящения юного вояки в солдаты, с хулиганской демонстрацией дедовщины под знаменитый шлягер Фигаро «Мальчик резвый» (по-итальянски, как и все остальное), сделана виртуозно. Вообще спектакль разработан очень подробно, остроумно, без комикования и в высокой степени музыкально: осмысленность действия и пластики в совпадении с дирижерским посылом Павла Бубельникова очевидна. Есть просто перлы. Граф в гламурном спортивном костюмчике качает мышцы на тренажере. По договоренности с Графиней, страдающей за углом, является сексапильная, отчаянно кокетничающая Сюзанна. Воспламеняясь, Граф подхватывает желанную партнершу и всю свою страсть вкладывает в эксцентричные па танца-латины, который каким-то загадочным образом великолепно ложится на чувственный моцартовский дуэт. Действенно-музыкальный эффект великолепен.
Общая оценка качества пения неоднозначна. Моцарт требует идеально свободного, ровного звуковедения и особого мастерства исполнения речитативов, когда слово выпукло, но оно не теряет связи с пением. Это высший класс мастерства. В спектакле очень плотный действенно-пластический текст. За его стремительностью молодым артистам не всегда удается контролировать звуковедение, и рождается ощущение, что вы не столько в опере, сколько на спектакле с музыкой. А опера за это мстит, и в какой-то момент сценическое мельтешение без полноценного звучания утомляет. Значит ли это, что ставить Моцарта так подробно, отыгрывая каждое намерение, не стоит? Да ничего подобного! Лучшие современные западные и отечественные спектакли тому порукой. Просто подобная постановка требует «доведения» музыкально-вокальной работы и, соответственно, репетиций уже после премьерных показов.
К счастью, в «Зазеркалье» это норма: здесь практически отсутствует синдром серого среднестатистического представления. Художественные руководители театра или вовремя отсеивают неподходящие кадры, или работают с труппой по принципу Сент-Экзюпери: «оставаться навсегда в ответе за тех, кого приручил».
Так что у шутливой «Свадьбы Фигаро» еще многое впереди.
Нора ПОТАПОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 2 (185), февраль 2021 г.
Источник:
https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~NV5zt
| ![]() ![]()
С 06.12.2022 10:30:00 по 06.06.2023 11:30:00 «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга»
С 18.01.2023 16:10:00 по 18.06.2023 17:10:00 «Артерии Победы» ![]() |