Мосты музыки над Прибалтикой

Фото: Фото Marco Borggreve

Фото: Фото Marco Borggreve

2 Февраля 2019

Мосты музыки над Прибалтикой

В минувшем году многие страны Европейского союза отметили столетие со дня своей независимости. В Эстонии, Латвии и Литве по этому случаю была проведена масштабная культурная программа.

Гастроли одного из старейших немецких музыкальных коллективов лейпцигского оркестра Гевандхауза в Риге стали ярким событием в музыкальной жизни страны. Организаторами гастролей стали Андрейс Жагарс и его фонд в поддержку развития и культуры.
Основанный в 1743 году оркестр Гевандхауза еженедельно дает концерты на своей домашней сцене, в главном концертном зале Лейпцига, а также в здании городской оперы. Андрис Нельсонс, занявший должность главного музыкального дирижера в начале
2018 года, стал двадцать первым музыкальным руководителем оркестра. Среди его предшественников на этом посту были: Феликс Мендельсон, Артур Никиш, Вильгельм Фуртвенглер, Бруно Вальтер, Курт Мазур, Герберт Бломстедт и Риккардо Шайи.
За несколько месяцев до латвийских гастролей коллектива в Дубовом зале Старой ратуши Лейпцига состоялась инаугурация вступления Андриса Нельсонса в должность главного дирижера оркестра Гевандхауза. «Для меня большая радость и честь работать в Лейпциге, городе с таким музыкальным сокровищем, как Гевандхауз оркестр. Это подарок для дирижера!» — заявил Андрис Нельсонс.
Андрис Нельсонс: «Я шесть лет не был в Риге. И очень рад, что наконец-то мы приехали сюда с оркестром Гевандхауза по приглашению Андрейса Жагарса… Столетие со дня независимости Латвии очень важное событие для страны. Но музыка остается вечной! Она способна говорить о самых высоких человеческих чувствах. Язык музыки интернационален по своей сути и способен объединять разные народы».
В сопровождении оркестра Гевандхауза под управлением Андриса Нельсонса арии из опер Петра Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» исполнила звезда мировой оперы, латвийское сопрано Кристине Ополайс. Ее потрясающая сценическая харизма, голос необычайной красоты и эффектная внешность как нельзя лучше способствовали феноменальному успеха.
В одной из программ был исполнен Концерт для трубы с оркестром («Никто не знает, что я вижу»), сочинение 1954 года немецкого композитора-авангардиста Бернда Алоиса Циммермана. Солировал знаменитый шведский трубач, обладатель премии «Грэмми» Хокан Харденбергер. Его виртуозная техника игры на трубе, ее ослепительное звучание и безграничный диапазон исполнительских возможностей инструмента просто восхищают! Идеально сложился контакт солиста с оркестром.
Латвийская премьера произведения современного композитора Андриса Дзенитиса «Mара» (по заказу Бостонского симфонического и Лейпцигского оркестров) поразила своим многообразием и тембровой палитрой красок. Как отметил сам автор, в этом произведении он «рефлексировал на тему проявлений Мары, божества латышской земли».
В Риге оркестр Гевандхауза под управлением Андриса Нельсонса исполнил Первую и Пятую симфонии Густава Малера.
Андрис Нельсонс: «Первую симфонию Малер написал в Лейпциге, хотя она при жизни композитора там так и не была исполнена… В генах оркестра Гевандхауза навсегда остался след малеровских традиций. Я каждый раз стараюсь найти свое решение к разгадке фабулы той или иной симфонии Малера. Первую и Пятую симфонии я дирижировал больше, чем другие. Никогда не забуду одно из высказываний Леонарда Бернстайна о музыке Малера: “Мы должны исполнять каждую из его симфоний на пределе чувств, отдавая всего себя во имя этой бесценной музыки”».
Как органично и красочно звучит Малер под рукой Нельсонса, насколько выверены все нюансы и штрихи, как велико внимание дирижера к форме самого симфонического цикла!
Соседний Вильнюс впервые посетил с единственным концертом к столетию независимости Литвы легендарный Амстердамский Королевский оркестр Консертгебау под управлением бельгийского дирижера Филиппа Херревеге.
Имя этого уникального мастера, видного аутентиста в сфере музыки барокко и романтизма сегодня знает весь музыкальный мир. Херревеге — основатель и бессменный руководитель камерного хора и барочного ансамбля Collegium vocale Gent, а также ансамбля старинной музыки La Chapelle Royale и оркестра Елисейских Полей («Orchestre des Champs-Élysées») в Париже. Между тем маэстро нередко появляется и за пультом других ведущих европейских музыкальных коллективов. Он руководил Королевским филармоническом оркестром Фландрии, с которым записал все симфонии Людвига ван Бетховена. Встречи с Амстердамским Королевским оркестром Консертгебау для Филиппа Херревеге бесценны! Он регулярно выступает с прославленным коллективом Нидерландов.
Публика Литовского национального театра оперы и балета была заворожена великолепным исполнением Второй симфонии Йоганнеса Брамса. Херревеге достиг в работе с амстердамским оркестром особой певучей кантилены, сохраняя при этом насыщенность самого звучания. Пасторальная идиллия прозвучала в интерпретации бельгийского мастера необычайно деликатно благодаря естественному чувству темпа, пропорций и структуры произведения. Вечер открыла увертюра к опере «Оберон» Карла Марии фон Вебера, в которой к голландским музыкантам присоединились их молодые коллеги, студенты симфонического оркестра Литовской национальной академии музыки и театра. Эту практику оркестр Консертгебау успешно продолжает вот уже несколько сезонов в каждой стране, где бывает с гастролями. Для молодых артистов местных оркестров это несомненно становится бесценным опытом.
Почетным гостем концертной программы был выдающийся пианист современности Ефим Бронфман. Его рафинированная манера игры, романтический звук, мягкое туше, безупречное чувство формы и стиля исполняемых произведений не оставляют равнодушными сердца слушателей. В Вильнюсе в сопровождении Королевского оркестра Консертгебау под управлением Филиппа Херревеге Ефим Бронфман исполнил Четвертый фортепианный концерт Людвига ван Бетховена.
Виктор АЛЕКСАНДРОВ,
Рига — Вильнюс
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Sw9Ni