Мост над океаном

Фото из личного архива автора

Фото из личного архива автора

17 Апреля 2020

Мост над океаном

XXXVI фестиваль-проект «Образовательный мост»

Культура — несжигаемый мост.
Николай Буров 

Эпиграф — из предыдущего мартовского выпуска газеты. Можно ли представить себе бóльшую журналистскую самонадеянность — сами себя цитируем! 
Но правда же, «Образовательный мост Бостон — Санкт-Петербург» несжигаем и невзрываем, несмотря на политическую непогоду, а теперь еще и вопреки коронавирусу. Об этом свидетельствует XXXVI фестиваль-мост, прошедший в конце минувшего года в Бостоне — городе, который нередко называют «исторической столицей США» 
(о предыдущем фестивале в Бостоне см. мою статью «Бостонское чаепитие» в «Санкт-Петербургском музыкальном вестнике», 
№ 161, декабрь 2018-го).
«Воздушный мост» налаживается дважды в году: весной американцы прилетают в Петербург (а заодно и в Москву!), осенью — ответный визит петербуржцев в Бостон. Это именно образовательный мост, скромный, но необычайно полезный — и студенчеству, и преподавателям, да и простым слушателям, оказавшимся в орбите фестиваля Educational Bridge Proiect (ЕВР). 
История «Образовательного моста» началась в 1997 году, когда по приглашению выпускницы Санкт-Петербургской консерватории Людмилы Лейбман представители старейшего музыкального учебного заведения России впервые приехали в Бостонский университет с концертами, лекциями, мастер-классами и семинарами. С тех пор имена российских деятелей культуры, таких как Борис Тищенко, Александр Мнацаканян, Владислав Успенский, Андрей Петров, Лариса Гергиева, Владимир Овчарек, Владимир Тарнопольский, Ирина Тайманова, Юрий Димитрин и многих других, стали хорошо известны в Бостоне. Упомяну для примера мастер-классы видных петербургских педагогов Зоры Цукер и Савелия Шальмана или выступления с сольными программами Мирослава Култышева, победителя XIII конкурса имени П. И. Чайковского.
В свою очередь Бостон, признанный центр высшего образования США, посылал к нам представителей Бостонского и Гарвардского университетов, Консерватории Новой Англии и других ВУЗов. Совместные репетиции и концерты американских и российских студентов, мастер-классы и лекции педагогов, авторские презентации книг и фильмов послужили лучшими верительными грамотами и сблизили два континента. 
Но вернемся к последнему прошедшему «Мосту». Я прилетел в Бостон в начале третьей декады октября минувшего года в разгар фестиваля. О предшествовавших концертах и встречах скажу коротко, глядя в расписание XXXVI EBP. В день открытия фестиваля, 14 октября, профессор Санкт-Петербургской консерватории Мария Людько провела мастер-класс с юными вокалистами студии «Бостонские двуязычные певцы» (Boston Bilingual Singers). Ей помогала руководительница студии, дирижер-хоровик, выпускница Московской консерватории и Бостонского университета (BU) Екатерина Аношкина.
На следующий день — вот нотка, неожиданная в музыкальной «партитуре» фестиваля, — в Нью-Йоркский аэропорт имени Кеннеди прилетает Никита Целищев, студент 4-го курса Балтийского университета (бывшего «Военмеха»). Его встречает недавний выпускник Бостонского университета Роланд Китсис, который подготовил для Никиты программу «полного погружения» (Нью-Йорк, Бостон, музеи, театры, концертные залы, спортивные состязания…). «Образовательный мост» объединяет не только музыкантов. В фестивале участвовали в разные годы архитекторы, библиотекари, искусствоведы из Эрмитажа… Они все — каждый в своей сфере — расширяют кругозор музыкантов, участников «Моста», но одновременно являются целью и едва ли не важнейшей составляющей музыкального процесса — слушательской аудиторией. Никита Целищев по прибытии в Бостон делает для ребят из Boston Bilingual Singers доклады на темы: «Космос и его покорение», «Загадки космоса», а в небольшом городке штата Нью-Йорк целый день проводит в Музее авиации в сопровождении композитора Патрика Уолкера, аспиранта BU. 
Тем временем в часовне Бостонского университета Marsh Chapel идет лекция-концерт для студентов, изучающих творчество А. П. Чехова. Тема лекции, «Чехов и Чайковский», раскрывается и в оперных ариях и романсах, и в музыке для фортепиано (в атмосфере «домашнего концерта» Мария Людько аккомпанирует себе на рояле; «Осеннюю песню» из «Времен года» играет Людмила Лейбман). Актер Жорж Девдариани читает фрагменты из переписки Чехова с Чайковским… Вечером того же дня гости и участники фестиваля приглашены на концерт Бостонского симфонического оркестра: Андраш Шиф, всемирно известный пианист и дирижер, исполняет программу из произведений Баха, Бетховена, Брамса и Бартока. 
Я не застал — это было накануне моего прилета в Бостон — встречу двух молодых композиторов-петербуржцев с бостонскими студентами. Пётр Юрченко, студент 4-го курса нашей Консерватории (ученик С. Слонимского и А. Танонова), сыграл цикл своих фортепианных миниатюр и Сонатину в четырех частях; Кристина Бибикова (аспирантка в классе Г. Корчмара) исполнила Сонату для фортепиано в трех частях и представила в записи «Ветер войны» — квинтет для скрипки, альта, виолончели, фортепиано и ударных.
Программа общения студентов из Петербурга со сверстниками из Бостона впечатляет разнообразием. В концертном зале Музыкального факультета профессора BU Боаз Шарон и Павел Нерсесян исполнили на двух роялях сюиту «Детские игры» Бизе, «Вальс» Равеля и сюиту из «Золушки» Прокофьева. Следующим вечером гостей позвали в Berklee College of Music на концерт ансамбля Трэйса Закура, игравшего джаз, рок и соул, а наутро их ждала экскурсия по залам Музея изящных искусств: ее провел Вартан Агабабян, преподаватель композиции в BU. Вечером 24 октября Кристина Бибикова и Пётр Юрченко — на композиторском семинаре со студентами и коллегами Вартана Агабабяна, а затем по приглашению композитора Тони Шеммера едут к нему на дачу в Норфолк, штат Массачуссетс, где пробудут до 28 октября. Тони Шеммер участвовал в фестивалях «Образовательного моста» несколько раз — в Петербурге, Москве и Бостоне.
А я тем же вечером — на концерте в Harvard Musical Association (HMA), где в исполнении фортепианного трио ZEN (Zhang Zuo, Ester Yoo, Narek Hakhnazaryan) прозвучали «Ноктюрн» (соч. 148) Шуберта, «Вокализ» Рахманинова в аранжировке для трио, а рядом со знаменитым Фортепианным трио Шостаковича, соч. 67, — Трио Арно Бабаджаняна фа-диез минор, нынче почти забытое, а в свое время весьма популярное, удостоенное, как и Трио Шостаковича, Государственной премии. 
Внимание к редко исполняемым страницам классики и современной музыки не раз будет проявлено в фестивальной афише. Одной из последних, приятно поразивших, была монографическая программа «Метнер и Муза», целиком отданная творчеству выдающегося русского композитора Николая Карловича Метнера (1880–1951). Название концерта — аллюзия на заглавие книги Метнера «Муза и мода», концептуального высказывания автора о ситуации в музыке ХХ века. Наша соотечественница в прошлом, Елена Миндлина (сопрано), спела пушкинские романсы Метнера — «Зимний вечер», «Муза», «Я вас любил», «Лишь розы увядают». Хаешин Шин и Бэкью Ким (фортепиано), Дженифер Ванг (скрипка) исполнили «Канцону-серенаду», соч. 38 для фортепиано, Рондо из Скрипичной сонаты, соч. 44, и пьесы для двух роялей, соч. 58, «Русский хоровод» и «Странствующий рыцарь». К ним присоединился шестнадцатилетний Илья Круглик, превосходно сыгравший «Романтические скетчи для юношества», соч. 54 («Пастораль» и «Птичью сказку»).
В другой раз Илья Круглик, студент Московского музыкального училища имени 
А. Шнитке (по классам фортепиано, ударных и композиции), выступил в Брайтонском центре для пожилых, сыграв свою фортепианную сонату «Африка». А вечером мы дружно посетили концерт Студенческого симфонического оркестра (музыкального факультета BU). Рядом со Второй симфонией Шумана и «Послеполуденным отдыхом фавна» Дебюсси звучал «Путеводитель по загадочным местам» Джона Адамса — и мы могли лицезреть живого классика современной американской музыки, благодарившего артистов.
Концерт Juventas Ensemble в зале Первой Бостонской церкви (First Church in Boston) представил местную композиторскую молодежь. Уже само название программы, «Корни и крылья» (Roots and Wings), характеризовало «разлет» художественных поисков авторов — от укорененности в традиции до смелых новаций: в этом смысле ситуация в американской музыке схожа и с нашей.
Ближе к концу фестиваля меня вместе с Кристиной Бибиковой и Петром Юрченко пригласил на обед в частном клубе Тони Шеммер. Знаток русской культуры, эрудит, интереснейший собеседник, он сперва окончил с отличием Йельский колледж по специальности «Теория музыки и композиция», а затем получил диплом врача в Гарвардском университете. Впоследствии прошел курс теории джаза и получил уроки дирижирования в Консерватории Новой Англии. Доктор медицины и композитор, автор камерной и хоровой музыки, поп-оперы «Фауст» и ряда театральных произведений, идущих на сценах США и Европы, Тони Шеммер в последние годы сотрудничает с молодыми музыкантами — пианистом Константином Файнхаузом и виолончелистом Себастьяном Баверстамом. К подаренному компакт-диску с музыкой Шеммера в их исполнении обещаю вернуться в одной из будущих рецензий.
Под занавес фестиваля состоялись и мои выступления. В гостиной Людмилы Лейбман прошло очередное «Бостонское чаепитие», на котором я представил доклад «Михаил Афанасьевич Булгаков — композитор. Звуковой мир писателя». Среди слушателей преобладали бывшие соотечественники: для них имя Булгакова, по слову поэта, «не звук пустой». Читатели нашей газеты могут припомнить изложение этого доклада на одной из страниц ежемесячных «Записок филарманьяка». 
А в клубе русскоязычных ученых Массачусетса меня попросили прочесть лекцию на волнующую всех тему: «Как слушать и понимать современную музыку». И содержание этой лекции, и даже музыкальные иллюстрации (произведения Шостаковича), я полагаю, знакомы читателям газеты — это один из центральных мотивов наших публикаций: настоящий слушатель — соавтор композитора; восприятие музыки — духовный труд, продолжение и необходимая часть творческого подвига. Да, да — подвига! «Не позволяй душе лениться. / Чтобы дремоту превозмочь, / Душа обязана трудиться / И день, и ночь, и день и ночь» (Николай Заболоцкий). Чтобы научиться отличать высокое духовное наслаждение от привычного удовольствия, доставляемого масскультом.
В один из прощальных вечеров фестиваля мы побывали в Boston Symphony Hall на концерте прославленного оркестра Гевандхауза из Лейпцига под управлением Андриса Нельсонса. Музыка Шумана и Мендельсона, Вагнера и Малера достойно обрамляла двухнедельные праздничные будни. 
Иосиф РАЙСКИН
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 4 (176), апрель 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~tEVGF