«Монастыри русского Севера»: новый взгляд на традицию

Фото: Наталья Щёголева

Фото: Наталья Щёголева

31 Марта 2022

«Монастыри русского Севера»: новый взгляд на традицию

В конце минувшего года в Малом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича впервые была исполнена симфония-кантата петербургского композитора Евгения Петрова «Монастыри русского Севера». Это монументальное сочинение, написанное для смешанного хора, рогового оркестра и ударных инструментов. Симфония основана на песнопениях, посвященных русским святым, жизнь которых связана с тем или иным северным монастырем — Соловецким, Валаамским, Кирилло-Белозерским и другими. Евгений Петров впервые в своем творчестве обратился к древнерусскому певческому искусству: в симфонии-кантате звучат знаменные, путевые и демественные распевы.

После премьеры мы побеседовали с Евгением Викторовичем о новом сочинении.

— Евгений Викторович, как Вы сами воспринимаете свое произведение — как смелый эксперимент или как творческую работу с архаичным материалом, которому нужно было только придать форму?

— По составу исполнителей это сочинение действительно экспериментально. Но по своей сути оно является глубоко традиционным — главным образом, благодаря использованию древних русских церковных распевов, которые я старался сохранить практически без изменений. На их основе написаны все хоровые части симфонии-кантаты — и a cappella, и с инструментальным сопровождением. В этих номерах, раскрывая разнообразие хорового звучания, я стремился сохранить ясность музыкального языка.
В процессе работы над сочинением сложилась композиция, состоящая из инструментальных зарисовок и хоровых номеров. Каждый из трех крупных разделов завершается совместным звучанием хора и оркестра. Инструментальные номера рисуют в звуках образы разных монастырей. Таинственные туманы и вздымающиеся волны, вид величественных крепостных башен и отголоски суровой истории монастырей — все эти картины я стремился сделать как можно более «наглядными». Музыкальный язык оркестровых номеров более сложен.

— Какова история использования древних церковных распевов в академической музыке?

— Великолепный пример возвращения к истокам древнерусской певческой культуры есть в творчестве Сергея Васильевича Рахманинова: в основе большинства номеров «Всенощного бдения» лежат древние распевы (знаменный, греческий, киевский). Дословная цитата распева из этого хорового сочинения, но в характере энергичной инструментальной музыки, становится одной из ключевых тем «Симфонических танцев». Кстати, еще до прямого цитирования Рахманинов создавал темы, очень близкие знаменному распеву. Наиболее яркими являются главные темы 2-го и 3-го фортепианных концертов. С конца XIX века к знаменному распеву постоянно обращались в своих сочинениях Александр Архангельский, Александр Кастальский, Павел Чесноков, Александр Гречанинов. Знакомство с древнерусской церковной музыкой оказало заметное влияние на творчество Георгия Свиридова, Валерия Кикты, Юрия Фалика.
Именно от Юрия Александровича Фалика, моего учителя по композиции, я приобрел интерес к знаменному распеву. Фалик обращался к нему в «Литургических песнопениях» для хора a cappella и в некоторых других сочинениях, в том числе инструментальных. Он же настоятельно советовал мне изучить «Всенощное бдение» Рахманинова. В то же время сильное впечатление произвели на меня записи Праздничного хора Валаамского монастыря и концертные выступления студентов кафедры Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории. Особенно впечатлило диссонантное строчное многоголосие. Так что идея обратиться к древним церковным распевам в новом сочинении созревала у меня постепенно.
Я считаю это новое сочинение очень важным в моей творческой биографии. От всей души благодарю исполнителей, организаторов концерта и всех, кто помогал мне в поиске материалов! И надеюсь услышать «Монастыри русского Севера» снова!

Песнопения святым, вошедшие в партитуру симфонии-кантаты, расшифрованы педагогами и выпускниками кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории
им. Н. А. Римского-Корсакова Альбиной Кручининой, Татьяной Швец, Екатериной Смирновой, Натальей Никольской. Тропарь Валаамского обихода изложен художественным руководителем Праздничного хора Валаамского монастыря Алексеем Жуковым. Симфонию-кантату исполнили Камерный хор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (художественный руководитель и дирижер — Антон Максимов), Российский роговой оркестр (художественный руководитель — Сергей Поляничко), а также лауреаты международных конкурсов Тимофей Матвеев и Алексей Клинушин (ударные инструменты).
Исполнение симфонии-кантаты «Монастыри русского Севера» состоялось в рамках II Всероссийского фестиваля православных певческих традиций «Истоки». Фестиваль стал важным событием в музыкальной жизни Санкт-Петербурга.
Беседовал Игорь ЛУНЁВ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 4 (187), март 2022 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~vxpzG


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 09.11.2021 18:40:00 по 30.05.2022 19:40:00 «Русский авангард: механика, конструкция, быт»
С 11.11.2021 11:00:00 по 01.06.2022 12:00:00 «Ф. М. Достоевский – узник Петропавловской крепости»
С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента»
С 23.12.2021 11:50:00 по 22.06.2022 12:50:00 «Ленинградское детство. 1920–1980-е»
С 12.02.2022 09:00:00 по 26.05.2022 10:00:00 «Память материала»
С 23.02.2022 16:40:00 по 23.05.2022 17:40:00 "Путь воина"
С 03.03.2022 16:10:00 по 03.07.2022 17:10:00 «Непарадный Ленинград»