Михайловский: приношение Рахманинову

Фото: Александра Андреева

Фото: Александра Андреева

3 Марта 2020

Михайловский: приношение Рахманинову

12 февраля Александр Ведерников и музыканты Михайловского театра исполнили в Большом зале Филармонии кантаты «Весна», «Колокола» и «Три русские песни» Сергея Рахманинова.

В декабре 2019-го оркестр Михайловского театра впервые выступил в Большом зале Филармонии под управлением нового главного дирижера и музыкального руководителя Александра Ведерникова. «Пробным шаром» стали Тройной концерт Бетховена и «Жизнь героя» Рихарда Штрауса. Нынешний концерт, о котором и пойдет речь, оказался, без преувеличения, одним из самых ярких событий сезона.
Расположить в двух отделениях одного концерта все кантатно-ораториальные опусы Рахманинова в соответствии с течением биографии автора затруднительно. Поэтому время на сцене в этот вечер приобрело почти литургическую герметичность: за созданной в 1902 году, вслед за Вторым фортепианным концертом, «Весной» («началом») незамедлительно последовал «конец» — «Три русские песни», первое после более чем десятилетнего перерыва сочинение Рахманинова, представленное публике в 1927 году в Филадельфии. А «середина» — поэма «Колокола» на текст Эдгара По в переводе Константина Бальмонта, впервые исполненная в Петербурге в декабре 1913 года и ставшая одним из самых значительных русских сочинений предвоенного периода, — прозвучала во втором отделении.
Для исполнения рахманиновских шедевров Александр Ведерников собрал лучшие силы, способные воплотить весь спектр идей, чувств и переживаний, заложенных в партитурах. Вместе с хором и оркестром театра в концерте были заняты ведущий баритон Михайловского Борис Пинхасович, солистка Белорусского Большого театра Анастасия Москвина (сопрано) и прекрасный тенор Георгий Стуруа.
Однако к делу. Ведь за сухими фактами из истории музыки и перечислением исполнителей скрывается нечто живое и трепещущее, рожденное общей волей автора и интерпретаторов, то, о чем только и стоит говорить, повествуя о хорошем концерте.
Чего не было? Не было натужного самолюбования, «свежих» решений и «новаторских» трактовок, «атмосферного» антуража и прочего, призванного установить подавляющее превосходство исполнителя над автором в живой силе и огневой мощи, с полной и безоговорочной капитуляцией последнего, разумеется.
Что было? Были скромные листочки с текстами опусов Сергея Васильевича, заботливо разложенные на каждом кресле. Полный зал. (Хотя еще за месяц до концерта не была раскуплена и десятая часть билетов. Увы вам, любители искусства!) Довольно много молодежи и иностранцев. Почти полное отсутствие «бомонда».
Что характерно: оркестр уже рассаживался, хор занимал положенные места на станках, а общая температура в зале все не падала до традиционного для филармонии предконцертного холодка. (Зал: «Ну, что вы нам сейчас сыграете? Ну, послушаем...» Сцена: «Да-да, мы сейчас будем играть. Только вы нам не мешайте».) Музыкантам выход на сцену был в радость — и это заразительно.
Оркестр Михайловского театра сегодня в отличной форме: технически оснащен, подтянут, отзывчив. Музыканты свободно и без «задних мыслей» взаимодействуют между собой и с дирижером. У Ведерникова прекрасная мануальная техника и, по-видимому, доверительные отношения с оркестром. И конечно, с хором. Что отличает хороший театральный хор от академического, приученного застывать на сцене? Способ существования. Быстрота и живость реакции на исполняемую музыку и окружающую обстановку. Все это михайловский хор прекрасно продемонстрировал, проявив присущую рахманиновским кантатам внутреннюю сложность и красоту, бесчисленные оттенки эмоций и смыслов.
И томительная «Весна», и полные неподдельного чувства «Три русские песни», и «Колокола», описывающие через мотив звонов этапы жизни человека, отразившие напряженность, тревогу и даже предчувствие войны, — в исполнении артистов Михайловского театра стали не испытанием на прочность для музыкантов и публики, не «знаковым событием», а откровением. В этом была так ценимая Рахманиновым искренность. И это, пожалуй, самое главное.
Филармония вела интернет-трансляцию концерта, за что ей огромное спасибо. Да и запись доступна для просмотра, так что не пропустите, оно того стоит. Что-то будет на майском концерте михайловцев? Заявлена Восьмая Малера, «симфония тысячи участников»...
Александр ВОВК
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 3 (175), март 2020 г
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~LTKaM