«Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.»

5 Ноября 2015

«Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.»

«Серебро и золото Пиковой дамы»

19 ноября в Шереметевском дворце открывается выставка «Серебро и золото Пиковой дамы», посвященная одной из самых блистательных и самых загадочных женщин пушкинской эпохи. Княгиня Наталья Петровна Голицына, урожденная графиня Чернышева, послужила прототипом графини Анны Федотовны в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Суровая и независимая «Princesse Moustache» (усатая княгиня — фр.) была грациозной красавицей в молодости, сумела занять совершенно особое место при дворах четырех монархов — от Екатерины II до Николая I. О необыкновенной жизни княгини Голицыной и о жизни Пиковой дамы на сцене повествует около полутора сотен произведений живописи, графики, прикладного искусства и памятников нумизматики из фондов Эрмитажа и Музея театрального и музыкального искусства.

Все знают, что «Пиковая дама» — один из самых зловещих и притягательных персонажей петербургского мифа — обитает на Малой Морской. Здесь за номером 10 до сих пор стоит дом княгини Натальи Петровны Голицыной (17.01.1744–20.12.1837), рядом — дом, где жил Пушкин, напротив — дом, где умер Чайковский… Но если излет ее жизни был связан с «Пиковым перекрестком» улиц Малой Морской и Гороховой, то жизнь в свете начиналась в Шереметевском дворце. Именно здесь юная красавица, тогда графиня Наталья Чернышева, выступала в любительском спектакле перед императрицей Екатериной II. Возможно, отсюда вместе с подругой Анной Шереметевой отправилась на легендарную «Придворную карусель» 1766 года и выиграла в галантном рыцарском турнире первый приз. В 1790 по возвращении из Франции княгиня Наталья Петровна сняла за 4000 р. весь особняк на Фонтанке и давала здесь балы каждую среду, вводя в свет свою дочь княжну Софью.
Самыми драгоценными экспонатами выставки, посвященной реальной, а не мифологической «Пиковой даме», станут предметы — свидетели ее побед. Золотая медаль с профилем Екатерины II — тот самый первый приз «Придворной карусели», а также именной серебряный туалетный прибор работы Антуана Булье, заказанный во Франции для дочери Софьи. Призрак Пиковой дамы тоже будет витать на выставке: материалы о ранних постановках легендарной оперы Чайковского дополнят экспозицию.

Евгения Грандшамп де Ро. «Образы Баядерки»


22 ноября в Галерейном флигеле Шереметевского дворца откроется фотовыставка «Образы Баядерки» парижанки Евгении Грандшамп де Ро. Сюжет выставки — впечатления от постановки «Баядерки» 1992 года, последнего хореографического опуса Рудольфа Нуреева на сцене Парижской оперы, который и сегодня идет на сцене с неизменным успехом.

Произведения Грандшамп граничат с абстракцией, передавая движение, не уловимое человеческим глазом, но пойманное объективом. Красота движений танцоров, утонченная хореография, элегантная стройность балета, ощущение магического хода времени — всё это запечатлено на снимках Евгении.
Евгения Грандшамп де Ро служит одновременно двум искусствам — танцу и фотографии. Танцу она посвятила всю свою жизнь. Как фотограф она сумела запечатлеть танцоров Парижской оперы от Николя Ле Риша до Бенджамина Печа наряду с Клер-Мари Оста, Орели Дюпон, Жереми Белингар, Элеонорой Абаньято и Алис Ренаван.
В возрасте пяти лет Евгения Грандшамп де Ро пошла на первое занятие по танцам в школу Далькроза в Париже. В пятнадцать она стала первой на французских соревнованиях по фигурному катанию среди юниоров. Учителями юной студентки танцевальных классов были великие балетмейстеры Нора Кисс и Серж Перетти. Она была очарована партией Лиан Дайде в «Спящей красавице» и благодаря Марио Буа стала познавать священное искусство Стравинского и тайну гениальности Нуреева.
Балетные фотографии Евгении Грандшамп де Ро — это уникальное выражение ее величайшей страсти:
«Я желала запечатлеть сущность танца, движения, увековеченные в разгар его творения». Это то, что она называет «monde-flou» — «мир в расплывшихся очертаниях». Она говорит: «Это вибрирующее, волнообразное королевство души, бытия, музыки, танца, мира грез. Моя работа претерпела влияние пастелей и монотипий Дега. Меня восхищает мечтательный мир этого мастера, его изображение текучести и плавности, его необычайная способность выразить неосязаемое и неуловимое».

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~1zVIo