«Международной неделе консерваторий» — vivat!

Хор Латвийской академии музыки

Хор Латвийской академии музыки

3 Декабря 2015

«Международной неделе консерваторий» — vivat!

Краткий обзор отшумевших событий

За прошедшие пятнадцать лет осенний фестиваль «Международная неделя консерваторий» превратился в престижный и чрезвычайно популярный форум высших музыкальных школ мира. В его концентрированный график входят музыкальные программы разных жанров и направлений, мастер-классы и научные конференции, конкурсы молодых композиторов и мировые премьеры, семинары по концертному менеджменту и художественные выставки, а также презентация книг по музыкальной тематике и знакомство с мировыми брендами музыкальных инструментов.

В этом году впервые за свою историю консерваторский фестиваль стартовал не в Малом зале им. А. К. Глазунова, а в Большом зале филармонии. Конечно, временная потеря родного Глазуновского зала, ушедшего вместе со всем старым зданием консерватории на реставрацию, очень огорчительна, но «не было бы счастья, да несчастье помогло»: торжественное открытие в Большом филармоническом зале придало событию масштабность и статусность.
В концертной программе открытия был только Чайковский. Ведь ему, первому выпускнику Петербургской консерватории, в этом году исполнилось 175 лет. А так как диапазон творчества этого композитора огромен, то монографическая программа отличалась разнообразием жанров, форм и настроений.
«Чайковский патетический» был представлен «Торжественным коронационным маршем», созданным по случаю восшествия на престол Александра III, который своим указом передал здание Каменного театра на Театральной площади под нужды консерватории. Так что энтузиазм, с которым симфонический оркестр студентов под руководством маэстро Феликса Коробова «озвучил» кульминацию произведения —
гимн «Боже, царя храни», вполне оправдан.
Продолжил программу «Чайковский лирический»: «Сентиментальный вальс», «Pezzo capriccioso» и «Ноктюрн». Солировал Леонид Горохов, выпускник Петербургской консерватории, а ныне блистательно концертирующий виолончелист и профессор Высшей школы музыки в Ганновере. В ансамбле с ним выступила известная пианистка, преподаватель Петербургской консерватории Инга Дзекцер, а также студенческий симфонический оркестр.
В исполнении Мирослава Култышева прозвучала «авангардная» Концертная фантазия для фортепиано с оркестром, с ее смелыми пророческими предвидениями, поисками новых форм, тембров и созвучий.
Наконец, драматический гений Чайковского был представлен увертюрой «Ромео и Джульетта», завершившей программу на невероятном накале молодых эмоций.
В программах фестиваля звучала музыка во всех своих ипостасях: классическая и современная, духовная и светская, академическая, этнографическая и джазовая, старая и новая.
Так, два старинных полифонических жанра — мотет и инвенция — объединились, получив новую жизнь в цикле фортепианных пьес Сергея Слонимского «Мотетные инвенции», впервые прозвучав в Малом зале филармонии (произведение представил профессор Павел Егоров). Следом Леонид Горохов и Евгений Синайский в совершенном ансамбле исполнили «Сюиту в старинном стиле» Альфреда Шнитке, продолжив своеобразный «диалог веков», а Хенри Зигфридссон (Германия) поразил публику мастерством, исполняя «одной левой» Чакону Баха в обработке Брамса и этюды Шопена в обработке Годовского.
В Шереметевском дворце музыку Равеля и Вивальди представили пианист из Франции Ален Планес (профессор Парижской консерватории) и ансамбль солистов Высшего института музыкального образования им. Акилле Пери из Италии.
В центре фестивальных событий в этом году оказался двухдневный марафон этнических ансамблей, который проходил в Смольном соборе, а также в концертных залах (включая камерные) Мариинского театра. Перед слушателями развернулась красочная панорама народного творчества разных стран.
Выступали Русский роговой оркестр Сергея Поляничко и Оркестр русских народных инструментов под руководством профессора Вячеслава Глазунова, ансамбли домристов и гусляров, баянистов и балалаечников, а также квинтет русских народных инструментов.
Музыкальный ансамбль из Турции (руководитель Д. Терзи) познакомил петербуржцев с турецким фольклором. Ансамбль аутентичных народных инструментов из Краковской академии музыки (руководитель М. Помяновска) привез в Петербург не только старинную музыку анонимных авторов XIV–XVII веков и обработки народных песен и танцев, но и — что было особенно впечатляюще в общем контексте —
мазурки Шопена, которые в тембрах плоцкого фиделя, флейты, свирели и аккордеона обрели «аутентичное» звучание.
Ансамбль «Акунк» из Армении представил старинные и современные песни и танцы в сопровождении дудука, зурны и других экзотических инструментов. На концерте гостей из Америки — ансамбля «Чикаго-спиричуэлс» под руководством Т. Роджерс —
было не протолкнуться: они исполняли госпел, спиричуэлс, джазовые оригинальные сочинения и импровизации. А затем при полном аншлаге провели в консерватории полновесный мастер-класс «Музыкальная форма и аранжировка госпел и спиричуэлс».
Под сводами церкви Св. Иоанна «Яани кирик» волшебно звучали произведения современных композиторов Латвии в исполнении Смешанного хора Латвийской академии музыки им. Язепа Витола (тоже, кстати, нашего выпускника, ученика Римского-Корсакова).
А в Смольном соборе в заключительной программе насыщенной недели этот чудесный хор (художественный руководитель Марис Сирмайс) соединился с хором студентов Санкт-Петербургской консерватории (художественный руководитель профессор Валерий Успенский), чтобы в завершение фестиваля вновь вернуться к великому творчеству Чайковского и исполнить его духовную музыку — «Литургию св. Иоанна Златоуста».
Переведем дыхание. Недельный марафон завершился. Руководитель и вдохновитель проекта Лидия Волчек смеется: «К нам уже сейчас стоит очередь из студентов, чтобы записаться на мастер-классы в будущем году».
И хотя пока никто не может загадывать, кто же приедет на фестиваль, ясно только одно: музыкальное сообщество живет по своим законам, в которых царят любовь к искусству и жажда знаний. Так что наверняка нас ждут интересные встречи на Международной неделе консерваторий уже в шестнадцатый раз.
Наталия СЕЛИВЕРСТОВА

В 10 (127) номере газеты «Санкт-Петербургский музыкальный вестник» была опубликована информация о торжественной церемонии открытия концертно-образовательного центра «Мир музыки» на Литейном проспекте, 28.
В тексте анонса Санкт-Петербургская государственная консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова упомянута в качестве партнера проекта. От имени руководства консерватории официально заявляем, что консерватория не принимала участия и не оказывала поддержки данному проекту. Опубликованная информация является недостоверной.

Пресс-служба Санкт-Петербургской  государственной
консерватории им. Н. А.  Римского-Корсакова

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~YAcei