Марсианские хроники-2

5 Февраля 2019

Марсианские хроники-2

Луна в знаке Весов входит
в драматическое противостояние
с Марсом
Из астрологического прогноза


Никого не хочу пугать — приведенный выше прогноз …на 26 января, как вы могли убедиться, не сбылся. Астрология притягательна, но ненадежна. Но откуда же это заглавие на страницах музыкальной газеты? Не собираемся ли мы соперничать с классиком? Нет, конечно! «Марсианские хроники» Рэя Бредбери — не объект для пародирования. Просто 15 лет назад в «Санкт-Петербургском музыкальном вестнике» весной 2004 года появилась статья под таким названием. И в ознаменование нашего скромного юбилея решаемся ее воспроизвести для сегодняшнего читателя. Необходимые примечания и комментарии обязательно последуют. Итак…

МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ

Нынче самое время для марсианских хроник. Не удивляйтесь, речь пойдет не о каналах на Марсе и не об исследованиях американских марсоходов: латинское mars — попросту март. Минувший первый весенний месяц назван в честь бога войны Марса.
Но нечто «марсианское» читатель в наших хрониках всё же найдет. Приученный к тому, что музыка «обыкновенно делается» в филармонии и еще в двух-трех театрах, читатель неожиданно для себя обнаружит, что... есть жизнь на Марсе! То бишь музыкальная жизнь в Доме композиторов!
Современная музыка — не «звуковые обои», которыми оклеено всё вокруг, не та, с позволения сказать, «музычка», не осатаневшая «попса», что лезет в уши везде: и дома, и на улице, и в транспорте. Нет, другая подлинно современная музыка ищет своего слушателя, как хорошая книга ищет читателя, и — увы, мы это знаем — не сразу находит.
Так было не всегда: во времена Баха — не существовало таких понятий, как классическая музыка или тем более старинная! Трудно поверить, но тогда в ходу была только современная музыка. Великий Иоганн Себастьян Бах каждую неделю писал новую кантату, духовную или светскую, новые мотеты или органные мессы, инструментальные концерты или партиты — это одна из причин, почему их оказалось так много! Ибо не мог же композитор, который одновременно был и исполнителем своих сочинений, повторяться: тогдашняя публика требовала всякий раз свежих впечатлений!
Правда, надо быть... Бахом, чтобы каждое новое сочинение становилось шедевром, чтимым потомками спустя столетия. Рядом с Бахом, в других церквях, другие канторы тоже писали еженедельные кантаты; рядом с Гайдном другие руководители княжеских капелл писали десятки симфоний и месс... Скольких из них мы сегодня знаем?
Время — то есть на самом деле несколько поколений музыкантов, критиков и рядовых слушателей — отобрало лучшее за века, то, что сегодня почитают классикой… Мы сообща выбираем из современной музыки то, что завтра (или, на худой конец, послезавтра!) назовут классикой. Никто за нас не сделает этого выбора.
В юности мы завидовали современникам Мусоргского и Римского-Корсакова, Чайковского и Рахманинова — им выпало счастье быть на премьерах великих опер и симфоний. Теперь я могу с гордостью говорить, что я и мои сверстники были современниками Прокофьева и Шостаковича. А ведь они, гениальные музыканты, запечатлевшие время, должны были преодолевать не только косные вкусы, не только инерцию публики, но и неслыханный идеологический гнет властей, жесточайшую цензуру тоталитарного режима! В том, что гонимая прежде музыка стала непререкаемой классикой, есть немалая толика нашей слушательской любви и верности.
Не отчаивайтесь, — я обращаюсь к молодежи, к новым поколениям слушателей, к держателям филармонических абонементов, любителям оперы — не думайте, что на вашу долю не выпало такого же слушательского счастья. Если пытаться увидеть (услышать!) в сегодняшних премьерах вполне вероятные будущие шедевры — то ведь и настрой аудитории изначально будет совершенно другим, более доброжелательным к современной музыке.
Однако пора оправдать заглавие заметок и перейти к «марсианским хроникам». К музыкальной жизни в Доме композиторов. Вы поразитесь, насколько она по-своему богата и интересна.
Мариинские молодые «академики», ведомые Ларисой Гергиевой, частые гости в особняке на Большой Морской, 45.
В их исполнении звучат романсы, вокальные циклы, отрывки из опер петербургских авторов. Солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра принимают участие и в филармонических программах петербургских компо-
зиторов.
В один вечер на фестивале «Звуковые пути» прозвучало
6 (шесть!) мини-опер петербуржцев Светланы Лавровой, Елены Антоненко, Сергея Слонимского, Леонида Резетдинова, Сергея Осколкова и Александра Радвиловича, вдохновленных парадоксами Даниила Хармса. «Хармс-проекту» сопутствовал огромный успех. Не нужно объяснять, как это важно сегодня, когда современная опера практически исчезла из репертуара петербургских театров.
Пятнадцатый юбилейный фестиваль новой музыки «Звуковые пути» с момента рождения выделяется наиболее радикальной позицией. Фестиваль, придуманный и руководимый петербуржцем Александром Радвиловичем, сосредоточился на новейших течениях музыкального искусства. Его концерты, проходящие главным образом в Доме композиторов, собирают «слушательский авангард» — искушенных и благодарных любителей современной музыки. А открылся фестиваль на этот раз в кирхе Святой Екатерины на Васильевском острове премьерой Александра Кнайфеля, петербургского композитора, пользующегося мировой известностью. Прозвучал его пассион «Жанна» в клавирной версии, исполненной автором (с участием ударных и хора). Это был подарок к 60-летию композитора, подарок всем тем слушателям, кто готов, по меткому слову Фридриха Ницше, открыть «новые уши для новой музыки». 80-летие крупнейшего композитора современности Дьердя Лигети было отмечено его звучащей монографией в Малом зале филармонии. Прошедший там же концерт новой музыки Польши украсили имена Витольда Лютославского и Кшиштофа Пендерецкого.
Совсем иная ориентация, на более демократическую аудиторию, отличает фестиваль «Петербургская осень», который проводит Ассоциация «Русская Традиция» (художественный руководитель Михаил Журавлёв), и ежемесячные концерты ассоциации под названием «Галерея портретов». Детям и юношеству адресован ежегодный мартовский международный фестиваль «Земля детей» (в этом году он был назван «Жаворонок» и посвящался 200-летию со дня рождения Михаила Глинки).
В эти же дни шли международные детские конкурсы
«Я — композитор» имени Валерия Гаврилина и фортепианных дуэтов «Брат и сестра».
Произведения современных композиторов Санкт-Петербурга звучали в программах 13-го международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней». Но главный и старейший в стране фестиваль современной музыки «Музыкальная весна в Санкт-Петербурге» — нынче 40-й, юбилейный, — пройдет в мае в канун 200-летия М. Глинки.
Отрадно, что такие события, как мировая премьера Четвертой Данте-симфонии «Чистилище» Бориса Тищенко (из создаваемой им хореосимфонической циклиады «Беатриче») или российская премьера «Блаженств» Александра Кнайфеля для солистов, хора и оркестра (равно как и исполнение сочинений с уже устоявшейся репутацией, таких, например, как ораториальная сюита «Виринея» Сергея Слонимского) проходят в прославленном Большом зале филармонии имени
Д. Шостаковича. Но не забудем, что путь новой музыки к слушателю начинается с профессиональных проигрываний за роялем на композиторских секциях в Союзе композиторов и с авторских концертов в Доме композиторов, всегда гостеприимно открытых для любителей современной музыки.
Иосиф РАЙСКИН
(Санкт-Петербургский
музыкальный вестник. 2004. Апрель)

Статья пятнадцатилетней давности — в сущности, программный документ «Санкт-Петербургского музыкального вестника». Называя сегодняшнюю публикацию «Марсианские хроники-2», мы имели в виду не столько повторение названия статьи 2004 года, сколько рефлексию на известную книгу Владимира Паперного «Культура Два» (1996, последующие издания 2006, 2007, 2016). В этой книге «классической» (устойчивой, неподвижной) «культуре один» противопоставляется динамически развивающаяся мобильная современная «культура два». В условиях тоталитарного режима это равнозначно противопоставлению культуры официальной, пронизанной господствующей идеологией, — культуре нонконформистской, «подпольной».
На наших глазах в течение нескольких десятилетий вчерашние «художники-формалисты» и «антинародные композиторы», «безродные космополиты» и «писатели-отщепенцы» превратились в бесспорных современных классиков.
Но задавая сакраментальный вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?», мы имели в виду не только вечера и концерты в Доме композиторов, но и кипящую за окном разнообразную, разножанровую и — вслушайтесь в это слово — разнонаправленную музыкальную жизнь. Музыкальные адреса в Петербурге не исчерпываются филармонией и крупнейшими театрами, в свою очередь, адресаты музыки — не только завсегдатаи концертных залов и театров. И читатели нашей газеты очень скоро почувствовали это, находя на ее страницах отклики на события, которые упускают из виду рецензенты ежедневной прессы — и бумажной и электронной. Это и музыкальные школы, училища, очаги самодеятельного творчества, концерты и выставки в домах культуры и библиотеках, открытые лектории… Это гуманитарные факультеты и насыщенная культурная жизнь в технических и естественно-научных университетах и институтах… Это вновь возникающие фестивали современного искусства — музыки, живописи, театра… Это обязательное представление о Петербурге в контексте российской и мировой культуры — отсюда регулярные в газете «окна» в Россию и в Европу, отклики на международные гастроли. И, что очень важно для нашего широкого читателя, — страницы истории культуры, очерки о выдающихся мастерах, о памятных музыкальных датах.
Вот всего лишь беглый и далеко не исчерпывающий перечень наших начинаний и газетных рубрик. Надеемся на ваше участие, дорогие читатели, ждем ваших писем и предложений.
Иосиф РАЙСКИН

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~kjGYD