Марис Арвидович Янсонс (1943–2019)

Фото предоставлено пресс-службой филармонии

Фото предоставлено пресс-службой филармонии

10 Января 2020

Марис Арвидович Янсонс (1943–2019)

На исходе года мы простились с выдающимся дирижером современности Марисом Янсонсом. В Большом зале филармонии собрались не только его петербургские коллеги-музыканты, но и преданные слушатели-земляки. Конечно же, говорились речи: все они были пронизаны сердечной болью и горечью невосполнимой утраты. Прощание открылось музыкальным «словом»: в исполнении артистов оркестра Баварского радио прозвучало Adagio из Струнного квинтета Шуберта. Светлым Andante из Пятой симфонии Чайковского почтил память дирижера Заслуженный коллектив России под управлением Александра Дмитриева… Медноголосый хор баварских оркестрантов завершил панихиду богослужебным мотетом Брукнера. 

Почти полвека назад, 22 ноября 1970 года состоялся дебют Мариса Янсонса в Большом зале. Я хорошо помню этот дневной концерт еще и потому, что моя рецензия на него появилась в стенной газете филармонии «Слушатель» незамедлительно.
Передо мной программка того памятного концерта: Ян Сибелиус — Первая симфония; Владислав Успенский — Концерт для двух фортепиано с оркестром; Рихард Штраус — «Веселые проделки Тиля Эйленшпигеля». Сразу же обозначилась «семейная» наследственность: как и его отец Арвид Янсонс, любимец нашей публики, молодой дирижер заявил об интересе к австро-немецкой культуре (Штраус), к национальным композиторским школам (Сибелиус), и к музыке, созидаемой сегодня (Успенский). Была в этом и крепкая педагогическая закваска: Марис Янсонс закончил Ленинградскую консерваторию по классу дирижирования у Николая Семеновича Рабиновича, блестящего эрудита, знатока классики и друга современных композиторов. От него талантливый ученик унаследовал интерес к творчеству Густава Малера, к музыке Дмитрия Шостаковича. 
А двумя годами ранее, 9 марта 1968 года, Марис Янсонс предстал в Большом зале филармонии во главе Симфонического оркестра Дворца пионеров (им он руководил десять лет). Потом будет другая «топ-десятка» лучших оркестров мира, с ними он покорит музыкальные столицы Европы, Америки и Азии.
После «пионерского» дебюта Марис Янсонс начинает совершенствоваться у знаменитого педагога Ганса Сваровски в Вене и у Герберта фон Караяна в Зальцбурге. Победителю на Караяновском конкурсе дирижеров в Берлине в 1971 году мэтр предложил стать его ассистентом в Берлинской филармонии, но советские власти не поощряли тогда такие «вольности». Два года спустя Янсонс стал штатным дирижером Ленинградской филармонии, а с 1985 года он — ассистент главного дирижера, Евгения Мравинского, второй дирижер ЗКР. Уроки Мравинского — и репетиции, и концерты, и разговоры на профессиональные темы — Марис Янсонс всегда вспоминал с неизбывной благодарностью. 
К тому времени скончался его отец Арвид Кришевич Янсонс (1914–1984), полжизни отдавший Ленинградской филармонии.
Не стану повторять заслуженные Марисом восторженные отзывы критики и публики — уже тогда младший Янсонс выдвинулся в ряды наиболее ярких и перспективных дирижеров нового поколения. Он ездил с нашим ЗКР по всему свету, дирижируя обширные и разнообразные программы в Европе, Америке, Азии. Продолжал работать с филармоническим оркестром Осло (с 1979-го по 1997-й), с 1997 по 2004 год был главным дирижером Питтсбургского симфонического оркестра (США). Никогда не щадил своих сил, перенес два инфаркта. Наверное, потому, что, заботясь о верности авторскому замыслу, изнурял себя тщательными репетициями — последний из могикан века великих дирижеров!
В 2003 году Марис Янсонс возглавил симфонический оркестр и хор Баварского радио, а в 2004 году принял пост главного дирижера знаменитого амстердамского оркестра Концертгебау. Регулярно выступал и записывался с крупнейшими оркестрами мира. Но не уставал подчеркивать в своих интервью и беседах, что он — петербуржец. При первой же возможности он стремился в родной город, в любимую квартиру на Фонтанке в Толстовском доме. Здесь он, увы, и скончался от сердечного приступа.
Ленинградская-петербургская публика платила дирижеру ответной любовью. С огромным успехом в Большом зале выступали под его управлением оркестры Концертгебау и Баварского радио. В Петербургской консерватории еще долго будут вспоминать «Кармен», над которой Марис Янсонс работал в студенческом театре весной 2008 года. Интерпретация оперы отличалась редким музыкальным совершенством: умение именно в музыке находить режиссерскую концепцию спектакля сообщало этому концертному исполнению зримые театральные черты. Как не посетовать, что не состоялась «Кармен» в Большом театре с Янсонсом за дирижерским пультом! Как не пожалеть, что петербургские театры не позвали маэстро осуществить постановку опер, которые он триумфально дирижировал на Западе! 
Будучи верен Петербургу, Марис Янсонс с гордостью повторял: «Я латыш». Он родился 70 лет назад в 1943 году в Риге. Тогда это была не Латвия, а — как это ни чудовищно — Рейхскомиссариат Остланд. Мать Янсонса, оперная певица Ираида Германовна Янсонс (урожденная Ида Блюменфельд), родила его в гетто, в укрытии спасла от оккупировавших Ригу нацистов. Все родственники Янсонса по материнской линии погибли в адском Холокосте.
Марис Янсонс упокоился вместе с родителями на Литераторских мостках Волковского православного кладбища. Светлая память!
Иосиф РАЙСКИН
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 01 (173), январь 2020
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~tb9ZR