Мариинский — детям

30 Мая 2020

Мариинский — детям

Мариинский театр традиционно уделяет большое внимание детской аудитории. 

Обычно знакомство с Мариинкой дети начинают в возрасте около трех лет на небольших концертах-занятиях циклов «Пикколо в Мариинском» и «Музыка песчаных сказок», которые проводит музыковед, член Международной ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов Ольга Пикколо. Цикл «Пикколо в Мариинском» прокладывает дорогу к будущим филармоническим знаниям. Помимо классического симфонического оркестра ребятам рассказывают о вибрафоне, гитаре, мандолине, виоле да гамба, русских народных инструментах, о человеческом голосе! Дети знакомятся с устройством инструментов, слушают фрагменты произведений классической музыки, выходят на сцену вместе с музыкантами оркестра Мариинского театра, танцуют и пробуют играть на простейших инструментах. Главный секрет успеха этих чрезвычайно увлекательных не только для детей, но и для взрослых встреч — постоянное общение Ольги Пикколо с аудиторией. Ребята не отводят от нее своих заинтересованных глаз, для них она не просто ведущая, она — добрая фея, сказочница, сопровождающая в увлекательном путешествии по новому, волшебному миру музыки.
«Концерты “Пикколо” нельзя назвать концертами в привычном понимании этого слова. Это, скорее, ежесекундное взаимодействие между мной, артистами на сцене и маленькими слушателями. Дети вступают со мной в диалог, длящийся все 45 минут занятия. Диалог этот, как и музыка, становится мостом социализации детей… Так неожиданно для многих родителей дети раскрепощаются, идут на непроизвольный контакт, вызванный сказкой и словесной игрой», — 
рассказывает ведущая.
Еще один проект Ольги Пикколо, рассчитанный на самую юную аудиторию Мариинского театра, — «Музыка песчаных сказок» — помимо волшебных историй и обязательного музыкального сопровождения включает в себя завораживающую песочную анимацию. Sand-художник Оксана Калинко создает удивительные песчаные иллюстрации прямо на глазах у зрителей. Полумрак камерного Зала Щедрина, мудрые и поучительные сказки, ненавязчивое музыкальное сопровождение создают удивительную атмосферу и приводят в восторг и детей, и родителей. После занятия, под впечатлением от увиденного, дети могут закрепить полученные знания и попробовать свои силы в рисовании песком под руководством опытного наставника.
Следующей ступенью для начинающих театралов могут стать небольшие постановки, которые идут в камерном Зале Прокофьева, на Новой сцене Мариинского театра. Недлинные (от получаса) оперы и музыкальные сказки, созданные композиторами специально для юной аудитории, традиционно исполняются солистами Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, которой руководит Лариса Абисаловна Гергиева.
Детская афиша Зала Прокофьева разнообразна и способна удовлетворить вкусы самых требовательных подрастающих меломанов. Здесь и произведения признанных классиков («Великан» Сергея Прокофьева, «Бастьен и Бастьенна» Моцарта, «Маленький трубочист» Бенджамина Бриттена, «Про глупого мышонка» Дмитрия Шостаковича и другие), и наших современников, которым отведена значительная часть репертуара Академии. Среди них, в первую очередь, стоит выделить бесспорного классика детской музыки — 
петербуржца Сергея Баневича. Композитор тонко чувствует законы восприятия малышей и умеет сочинять для них доступную, но профессионально сделанную музыку. Самым маленьким зрителям наверняка придется по вкусу его «Опера про кашку, кошку и молоко», написанная на основе сказки Дмитрия Мамина-Сибиряка. По словам композитора, «это опера-игра для младших зрителей: они здесь знакомятся с ариями, дуэтами, квартетами и другими оперными ансамблями». Еще одна его опера, рассчитанная на юных слушателей, — «Храбрый заяц». Это трогательная, динамичная и немного грустная история, в основе которой тоже лежит сказка Мамина-Сибиряка. Произведение простое, изысканно лаконичное и находит живой отклик у аудитории. Ребятам чуть старше стоит обратить внимание на созданного композитором всего три года назад «Кота Мурыча» и проникновенную концертную оперу «Сцены из жизни Николеньки Иртеньева», написанную по мотивам повести «Детство» — первой части трилогии Льва Толстого.
Неизменной популярностью пользуется у детворы и небольшая опера «Жемчужина Адальмины» другого петербургского композитора – профессора Санкт-Петербургской консерватории, многие годы преподающего в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, Грайра Ханеданьяна. Основанная на не слишком известной широкой аудитории французской народной сказке, она учит детей проявлять милосердие и заботу, убеждая, что доброе сердце и кроткий нрав намного важнее богатства и власти.
Еще один наш современник, ростовский композитор Леонид Клиничев, до недавнего времени был знаком лишь взрослой аудитории Мариинки. Однако не так давно он создал свое первое произведение, рассчитанное на юных слушателей. Им стала опера «Маленький принц». Либретто написала дочь композитора Мадина Клиничева, взяв за основу сюжет знаменитой повести Антуана де Сент-Экзюпери. Вторым произведением Клиничева для детской аудитории стала опера «Терем-теремок». Либретто также написала дочь композитора. В сюжет сказки были внесены небольшие изменения, делающие ее более близкой и понятной современным детям. 
Молодой петербургский композитор Рустам Сагдиев, будучи солистом Академии молодых оперных певцов, сам играет во многих детских спектаклях, идущих на сцене Зала Прокофьева. Идея создания его первой оперы — «Репка» — принадлежит художественному руководителю Академии Ларисе Гергиевой. «Основной материал оперы — это песни из разных регионов России, несколько стилизованные, но все равно узнаваемые. В каком-то смысле эту оперу можно назвать хрестоматией русского фольклора для детей», — 
говорит композитор. Успех «Репки» вдохновил Сагдиева на создание второй оперы — «Приключения Кинтаро». Ее музыка и либретто основаны на разнообразных темах и образах японского фольклора. Калейдоскоп фантастических существ и героев, представленных в произведении, сочетается с поучительной историей о любви как величайшей ценности, которую главный герой чуть было не упустил.
Немалую часть детской афиши Зала Прокофьева составляют проверенные временем произведения. Среди них «Мойдодыр» Юрия Левитина, ученика Дмитрия Шостаковича, — сочинение, известное многим ребятам благодаря радиоверсии и грамзаписи. Музыкальная сказка Геннадия Гладкова «Бременские музыканты» вот уже больше полувека популярна среди людей самых разных возрастов. Одноименный мультфильм некогда принес композитору всесоюзную известность. Понаблюдать за приключениями находчивых бродячих артистов во главе с Трубадуром и услышать знаменитые, всеми любимые песни в исполнении артистов Академии обычно собирается полный зал. Упомянем две недавние премьеры: «Белоснежку» Эдуарда Колмановского и «Лоскутик и Облако» Бориса Чайковского. Поставившая «Белоснежку» Алла Чепинога переносит историю о молодом вожде побежденного, но непокоренного народа и об альтруистичной Белоснежке в Средневековье. Постановку трогательной музыкальной сказки о Лоскутике и Облаке осуществил Дмитрий Отяковский. Вместе с художником-постановщиком Ольгой Коваленко они придумали свою вселенную, существующую на границе яви и сна маленького мальчика, допоздна засидевшегося над домашним заданием, а включенные в сценографию мультимедийные эффекты актуализируют эту историю.
Еще одна поистине уникальная программа — «Мы — оркестр». Это совместный проект Мариинского театра и Немецкого культурного центра имени Гёте в Санкт-Петербурге «Культурное просвещение. Диалог России и Германии», цель которого — познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, пробудить интерес к классической музыке и творчеству. Во время импровизированной репетиции, проходящей в Фойе Стравинского, дирижер и артисты Симфонического оркестра Мариинского театра знакомят ребят с различными инструментами, их устройством и звучанием. Создавая под руководством оркестрантов звуки и шумы, ребята становятся не просто свидетелями процесса: музыка рождается прямо у них на глазах при их непосредственном участии. В завершение программы сводный оркестр исполняет пьесу, как на настоящем концерте.
Концертный зал Мариинского театра традиционно предлагает обширный детский репертуар. Это и органные концерты для юных слушателей, и выступления детских коллективов, и серия концертов, основанных на синтезе рассказываемых актером-чтецом традиционных сказок того или иного народа и классической музыки в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра, и многое-многое другое. 
Одной из самых востребованных программ этой площадки уже долгие годы остается «Академия юных театралов», возглавляемая бессменной ведущей Наталией Леонидовной Энтелис. На спектаклях-концертах «Академии» дети знакомятся с искусством оперы и балета, законами музыкального театра и узнают о театральных профессиях. Во время концертов ребята нередко выходят на сцену в качестве участников, что вызывает у начинающих театралов особенный восторг. После каждого концерта ведущая приглашает желающих продолжить встречу в фойе и отвечает любознательным академистам на их вопросы, часто способные поставить в тупик даже профессиональных музыкантов. В завершение годичного цикла проходит выставка рисунков, а всем слушателям «Академии» вручаются дипломы. Ребята, посетившие занятия первого года обучения, могут продолжить свое театральное образование в следующем сезоне. Программа второго «курса» составлена из лучших спектаклей театра, адаптированных для детского восприятия: из постановок отбираются наиболее яркие сцены, поэтому юные театралы легко вникают в суть происходящего. Самые любознательные и неутомимые могут пойти еще дальше и посетить встречи Клуба юных театралов. Встречи Клуба проходят в камерной обстановке Зала Прокофьева и предполагают атмосферу общения и коллективного творчества. Под руководством все той же Наталии Леонидовны ребята знакомятся с репертуаром и историей театра, встречаются с артистами, режиссерами и представителями других театральных профессий.
Есть в Мариинском театре и два ежегодных фестиваля, 
ориентированных на юную аудиторию. Название первого — 
Фестиваль детских музыкальных театров-студий «Мариинский — детям: дети в Мариинском» — говорит само за себя. Основу программы форума, ежегодно проходящего в начале мая, традиционно составляют детские оперы, мюзиклы и музыкальные сказки современных российских композиторов в исполнении молодых артистов коллективов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Послушать начинающих исполнителей и приобщиться к миру театра собираются такие же юные зрители. Нередко бывает так, что тех, кто накануне сам сидел в зрительном зале, на следующий год можно увидеть на сцене, уже в качестве артистов. Еще один традиционный музыкальный смотр — Фестиваль детско-юношеских оркестров «Мариинский NEXT», собирающий лучших молодых музыкантов города и области, проходит в апреле — 
мае каждого года. Как известно, в это время в музыкальных школах и училищах наступает пора отчетных концертов. Программы, которые были отрепетированы и обыграны в течение года, в конце сезона выносятся на суд широкой публики. У участников «Мариинского NEXT» есть уникальная возможность сделать это в залах Мариинки. В завершение фестиваля проводится гала-концерт, в финале которого под управлением одного из дирижеров Мариинского театра выступает сводный струнный оркестр участников фестиваля. 
По масштабу охвата и интенсивности содержания среди детских программ, реализуемых Мариинским театром, первенство, несомненно, принадлежит «Театральному уроку в Мариинском». В проекте, осуществляемом при поддержке Правительства Санкт-Петербурга, ежегодно принимает участие от 22 до 27 тысяч десятиклассников. «Театральный урок» состоит из экскурсии по закулисной части Мариинского-2, командного творческого задания — создания собственного макета театральной постановки, лекции о вечернем представлении и посещения оперного или балетного спектакля на одной из трех сценических площадок Мариинского театра. 
Внушительную часть «взрослой» афиши Мариинского театра вполне можно рекомендовать ребятам, которые только начинают свое знакомство с удивительным, а подчас и загадочным, волшебным миром музыкального театра. Так, отличным стартом для юного зрителя могут стать балеты классического наследия. Сюжеты «Жизели», «Спящей красавицы», «Лебединого озера», «Сильфиды» и многих других балетов наверняка будут понятны детям уже в возрасте шести-семи лет. Тем, кто больше тяготеет к оперному искусству, можно рекомендовать послушать «Волшебную флейту» Моцарта, «Гензеля и Гретель» Хумпердинка или «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева. Готов ли ребенок эмоционально, морально, а иногда и физически (ведь некоторые спектакли длятся не один час) — могут решать только его близкие. Бесспорно одно: впечатление от первого посещения театра останется у ребенка надолго, если не навсегда. В наших силах сделать так, чтобы оно было исключительно приятным и ярким.
Ольга ВОКИНА
Фото: Наталья Разина, Валентин Барановский
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 5 (177), май 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~yUD4g