Люди и маски

Фото: пресс-служба театра

Фото: пресс-служба театра

30 Марта 2019

Люди и маски

На сцене Самарского академического театра оперы и балета состоялась мировая премьера балета «Три маски короля». Эту постановку с полным основанием можно считать подарком Самаре от Северной столицы. Автор музыки к балету — петербургский композитор Михаил Крылов, соавтор либретто и балетмейстер-постановщик — солист Мариинского театра Юрий Смекалов, дирижер-постановщик — главный дирижер Самарского оперного театра, выпускник Санкт-Петербургской консерватории Евгений Хохлов, художник-постановщик — главных художник Михайловского театра Вячеслав Окунев.

Идея спектакля «Три маски короля» принадлежит петербургскому бизнесмену и меценату, доктору наук Вячеславу Заренкову, который заявил о себе не только на научном, но и на культурном поприще. Основанные им социально-культурный проект «Созидающий мир», одноименный благотворительный фонд и театр «Килизе» оказывают поддержку масштабным культурным проектам. Заренков является также автором литературных произведений и балетных либретто, одно из которых легло в основу «Трех масок короля».
Либретто вдохновило Михаила Крылова на сочинение музыки к балету (оркестровая сюита впервые прозвучала в зале Санкт-Петербургской капеллы в 2014 году в исполнении оркестра «Санкт-Петербург камерата» под управлением Фабио Мастранджело).
Взявшемуся за сочинение хореографии Юрию Смекалову была предоставлена полная свобода творчества. Исходному сказочному либретто хореограф постарался придать философскую глубину. Люди вынуждены надевать на себя различные «маски» в соответствии с конкретными жизненными обстоятельствами. Это сопутствует каждому из нас на протяжении всей жизни. Так сформировался жанр будущего спектакля — балет-притча.
Огромная маска стала доминантой созданного Вячеславом Окуневым оформления спектакля. По ходу действия она постоянно трансформируется, меняя свою конфигурацию, распадаясь на части и по существу формируя среду обитания персонажей, которая не имеет ни временных, ни географических координат. Да и сами персонажи на протяжении всего спектакля практически не расстаются с главным атрибутом своего внешнего облика — со скрывающими их лица масками. Это несколько обеднило выразительную палитру спектакля , лишив зрителей возможности видеть глаза и мимику артистов, ощущать их живые эмоции, полагаясь лишь на пластическую выразительность их тел.
Благодаря гармоничному сочетанию световой партитуры (художник по свету — Ирина Вторникова) и тщательно проработанного видеоконтента спектакля — 3D-проекций (художник — Виктория Злотникова), сценическое действие получилось ярким и зрелищным.
Необычно и звучание оркестра, на игру которого налагается пласт компьютерной музыки (саундпродюсер — Влад Жуков). Оркестровку осуществил молодой композитор, аспирант Гаагской консерватории Даниил Пильчен. При этом Евгению Хохлову удалось добиться исключительно сбалансированного и синхронного сочетания живого оркестрового звучания и компьютерного саундтрека. В мелодичной музыке «вневременных» «Трех масок» нет-нет, да и проступает российский колорит — то в напоминающей о глазуновской «Раймонде» лирической теме, то в танцевальных ритмах советских времен.
В сочиненной Юрием Смекаловым оригинальной хореографической партитуре современная танцевальная лексика сочетается с канонами классического танца. Более убедительными показались сольные и камерные эпизоды спектакля, массовые же сцены с их «рубленой» пластикой выглядят подчас несколько однообразно. Уследить по ходу действия за калейдоскопом масочных метаморфоз не всегда удается, но увлекает сама по себе танцевальная стихия спектакля.
Самарская труппа сумела успешно адаптироваться к совершенно новой, непривычной для нее пластической лексике. Точно и слаженно, с большой эмоциональной отдачей танцует кордебалет, убедительны и солисты труппы. Для них подлинным образцом мастерства стал премьер Мариинского театра Владимир Шкляров, который принял участие в подготовке спектакля и исполнил в его первом премьерном показе главную партию короля Юлия. Артист буквально выплескивал в зал сгустки энергии, побуждая зрителей сопереживать его персонажу.
Партию Юлия исполнили также ведущие самарские солисты Кирилл Софронов и Сергей Гаген. Каждый из артистов сделал свои акценты в обрисовке характера этого мятущегося персонажа. Если в исполнении Софронова Юлий показался несколько брутальным и замкнутым, то в исполнении Гагена, которому несомненно близка современная танцевальная стилистика, он выглядел более мягким и беззащитным. В партии лирической героини Эммы — девушки, влюбленной в короля, выступили Ксения Овчинникова, Вероника Землякова и Марина Накадзима. Редкостной творческой удачей стало исполнение Анастасией Тетченко партии Сары — существующего, может быть, только в воображении Юлия персонажа-оборотня, который по ходу действия предстает в облике зловещего главного советника Конора. Тетченко продемонстрировала отличную танцевальную технику, недюжинные актерские способности и талант перевоплощения.
Мировую премьеру балета «Три маски короля» можно считать знаковой не только для Самары, но и для российской театральной провинции в целом. Она свидетельствует о расширении творческих горизонтов коллективов, квартирующих вдали от столичных пределов, что особенно символично в объявленный в нашей стране Год театра.
Валерий ИВАНОВ

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~EvBDR