Лев Бакст в Русском музее

6 Марта 2016

Лев Бакст в Русском музее

24 февраля в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка «Лев Бакст. 1866—1924». Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения выдающегося мастера живописи и графики рубежа XIX—XX вв., внесшего неоценимый вклад в мировое театрально-декорационное искусство. На экспозиции представлено около 100 работ из собрания Русского музея, а также произведения из других музейных и частных собраний.

В молодости Бакст вошел в возглавляемый Александром Бенуа кружок «невских пиквикианцев», члены которого стали ядром объединения «Мир искусства». Уже в своих ранних произведениях Бакст проявил себя как талантливый портретист и неутомимый экспериментатор, пробуя себя в разных видах искусства и жанрах, в новых техниках.
Деятельность Бакста первых лет ХХ века связана с изданием журнала «Мир искусства», художественным редактором которого он был, и выставками одноименного общества.
Благодаря безупречному вкусу и неисчерпаемой фантазии Бакста каждый выпуск журнала «Мир искусства» становился произведением искусства. Он ретушировал снимки, придумывал каллиграфию надписей, новые мотивы виньеток, был автором обложек и шмуцтитулов журнала.
Наряду с Серовым и Сомовым Бакст был самым значительным портретистом общества «Мир искусства». Если его портреты соратников по «Миру искусства» и других известных деятелей культуры 1900-х годов были благосклонно встречены критикой, то картина «Ужин» (1902), ныне считающаяся образцом живописи модерна, вызвала бурные споры. Сам художник писал после вернисажа: «Всех, публику прямо скандализирует эта дама. Что в ней?»
Подобно другим мирискусникам, Бакст обожал театр, создавал костюмы для балетов и занимался оформлением спектаклей в Александринском, Эрмитажном и Мариинском театрах. 1906 год принес Баксту триумф в парижском Осеннем салоне: за свои труды в качестве дизайнера и декоратора на выставке «Два века русской живописи и скульптуры» он стал кавалером ордена Почетного легиона.
Главным же смыслом творчества мастера того времени являлась работа над концептуальным полотном «Античный ужас». В 1907 Бакст вместе с Серовым совершил поездку в Грецию. Бенуа писал: «Бакст одержим Элладой, он бредит ею, он только и думает о ней». Полотно «Древний ужас» (Terror antiquus) вызвало общественный резонанс в России и за рубежом. Бенуа назвал его «очень серьезной культурной ценностью», а Вяч. Иванов отметил в нем выражение трех основных идей: космической катастрофы, судьбы и «бессмертной женственности».
В эпоху триумфов Русских балетных сезонов Дягилева творчество Бакста влияло на развитие не только театрального дела, но и высокой моды, текстильного дизайна и прикладного искусства. Художник пользовался такой славой и известностью, о какой и не мечтал: он был завален заказами на эскизы одежды, имел контракты с домами мод, оформлял балы.
С 1911 Бакст возглавлял художественную часть «Русских сезонов». В этих спектаклях раскрылся мощный талант Бакста-колориста, автора цветомузыкальных феерий, мастера театрального костюма.
В декабре 1912 года Бакст получил предписание покинуть Петербург, как еврей, не имеющий права проживать вне черты оседлости. Позднее благодаря избранию Бакста действительным членом ИАХ проблема с проживанием решилась, но из-за начавшейся войны он оказался навсегда отрезан от родины.
В годы войны Бакст часто болел. Работы у него было меньше прежнего, поскольку европейские театры были закрыты. Как и раньше, он писал заказные дамские портреты, о которых ныне мало что известно.
В 1920-е Бакст продолжал интенсивно творить в разнообразных сферах искусства (кроме прежних занятий он начал читать лекции и занялся писательским трудом). Посетив США, художник познакомился с текстильным бизнесменом Селигом, который заказал у него серию рисунков на индейские темы для шелковых тканей. Это послужило толчком для направления творческой фантазии Бакста в новое русло. Подготовленные им эскизы рисунков тканей реализовывались за океаном в промышленных масштабах: «Все дамы света щеголяют теперь в них», — писал художник. К сожалению, это была его последняя крупная работа: Бакста не стало, когда ему было всего 58…

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~XczUU