Квантовая опера

1 Февраля 2021

Квантовая опера

Музыкальный театр, такой, каким он явился при дворе Короля-Солнца в XVII веке, стал образцом синтетического искусства, соединяющего оркестр, хор с солистами и балет. За прошедшие с тех пор три столетия такой спектакль начал распадаться на более узкие жанры — кантату, оперу и балет. В XXI веке целостность спектакля не только восстановилась, следуя заветам Вагнера, но и приобрела новые синтетические черты. 

Невероятный технологический прогресс последних десятилетий сделал привычной постановку с использованием самых последних достижений науки. Всем давно знакомы лазерные проекции и экраны. Никого не удивишь использованием мультимедиа и электронных звуков в частности. Но кто еще недавно мог подумать, что сама наука выйдет на сцену и формулы запоют? При этом электронные шумы соединятся в гармонии с хором и оркестром и «возлягут» вместе, как библейские лев и агнец. Два дня в Малом зале «Зарядья» проходили премьерные показы мультимедийной оперы-гротеска «Математик» московского композитора Анжелики Комиссаренко. 
Опера является проектом российско-швейцарской компании Terra Quantum AG, занимающейся интеллектуальными разработками в области квантовой теории. Звучание ансамбля акустических инструментов не только изредка переплетается с электронными звуками, но также по драматургическому замыслу (рисуя чистый и загадочный мир науки!) периодически возникают интерлюдии, созданные с помощью таких продуктов компании, как, например, квантовый генератор случайных чисел. За шумовую палитру отвечал мастер саунд-дизайна Николай Хруст. Визуальное наполнение экранов также было подчинено идее работы с настоящими квантовыми шумами и аллюзиями происходящего на сцене. Над выверенными видеоинсталляциями трудился медиахудожник Алексей Наджаров. 
Либретто вбирает в себя не только миниатюру Д. Хармса «Математик и Андрей Семёнович», фрагмент «Рукописи, найденной в Сарагосе» Яна Потоцкого, стихи ученых (в сцене после защиты диссертации звучит хор на слова М. Ломоносова), но и выдержки из научных дискуссий и научные высказывания, сформулированные в изящной форме. Либретто написано Анжеликой Комиссаренко совместно с доктором физико-математических наук, профессором Григорием Амосовым. 
По сюжету оперы Математик занимается исследованиями в области квантовой теории, так называемыми квантовыми корреляциями. Ключевым понятием тут являются «запутанные состояния» квантовых частиц. Измерив состояние одной из частиц, мы узнаём, в каком состоянии находится другая. В опере воспеваются квантовая теория, служение науке, страсть к любимому делу и настоящая любовь! А понятия из квантового мира (например, запутанные состояния) переходят в мир человеческих отношений. В конце представления Математика ждет не только триумф на защите диссертации, но и радость от совместного открытия с Девочкой счастливого головокружения от «запутанного состояния».
Действие происходит в особом фантастическом мире, который окружает главного героя — Математика. Это наш мир, но такой, каким он видится ученому, погруженному в занятия наукой. На сцене этот мир реализован художником Марией Чернышёвой.
В опере четыре главных героя: Математик (тенор Константин Самойлов), Девочка, которая любит Математика (сопрано Мария Симакова), опытный математик Андрей Семёнович (бас Игорь Витковский) и Женщина, пытающаяся отвлечь Математика от науки (меццо-сопрано Анна Семенюк). Все солисты очень ярко воплотили гротескные оперные образы вместе со слаженно и колоритно звучащим ансамблем «Галерея актуальной музыки» под управлением Олега Пайбердина и хором Voice Fusion Михаила Котельникова (он же исполнил партию одного из оппонентов на защите). Музыка оперы пронизана не только запоминающимся интонационным материалом (яркие лейтмотивы при этом претерпевают развитие), но и насыщена нетривиальными полифоническими и ритмическими линиями. Особенный колорит постановке добавили чрезвычайно стильная хореография (представленная не только танцевальной компанией «Цех-1» под руководством Александры Рудик, но и всеми поющими на сцене), а также световое решение, воплощенное Александром Романовым. В этом современном оперном спектакле в постановке режиссера Екатерины Василёвой возникает фантастическая феерия, в которой яркие и запоминающиеся интонации солистов, хора и оркестра причудливо переплелись с электронными шумами, видеоинсталляциями и оригинальной хореографией. 
Именно поэтому «Математика» уже окрестили «первой квантовой оперой»!
Композитор Анжелика Комиссаренко и режиссер Екатерина Василёва сотрудничали ранее, вместе поставив в рамках проекта «Открытая сцена» оперу-сказку «Жених» на стихи А. С. Пушкина. «Математик» — тоже своеобразная сказка, но уже о науке. Именно «Математик» открывает новое направление Лаборатории молодых композиторов и драматургов «КоOPERAция» под руководством Екатерины Василёвой — Art & Science Opera Lab.
Воистину, мы живем в удивительное время, когда грани между наукой и искусством, а также наукой и частной жизнью человека стираются. Человек будущего предстает как синтез ученого и художника, делающего из науки произведение искусства и не разделяющего свою частную жизнь и служение науке.
Константин БОХОРОВ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 2 (185), февраль 2021 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Iv7nE