«Куллустай бэргэн» в Эрмитажном театре

9 Апреля 2016

«Куллустай бэргэн» в Эрмитажном театре

До Москвы и Петербурга театральные новости из Европы и Америки долетают стремительнее, чем вести из российских регионов. Гастроли «зауральских» балетных театров тоже случаются редко. Благодаря столичным критикам, которые, выезжая на российские просторы, направляются всегда в одни и те же изведанные пункты — Пермь, Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск, — создается ощущение, будто на остальной территории России не происходит никаких танцевальных событий.

Сообразуясь со вторым стойким стереотипом, тоже поддерживаемым критикой, право на уважение и профессиональную оценку заслуживают только классический балет и contemporary. Другие танцевальные направления вниманием прессы обделены. В итоге взгляд, и профессиональный, и зрительский, оказывается строго ограниченным: по горизонтали выставлены ориентиры географические, по вертикали — метки танцевальных направлений. За их пределами поиск принято считать бессмысленным.
Внезапным экспрессивным мазком в эту стройную картину угодил Национальный театр танца Якутии. Декабрьские гастроли в Москве и Петербурге (в РАМТе и Эрмитажном театре) носили, несмотря на обширный состав прибывшей труппы, камерный характер, почти салонный. В зале практически не было случайных зрителей: родственники, друзья, многие из национальной общины. Не было, правда, и рекламы гастролей, хотя Театр Якутии привозил премьеру, балет, сочиненный хореографом Юрием Федотовым и петербуржцами — композитором Игорем Воробьевым и сценографом Олегом Молчановым. Этнобалет «Куллустай Бэргэн» по мотивам якутского национального эпоса олонхо (сценарий Сергея Зверева–Кыыл Уола) Театр Якутии представлял в качестве главного гостинца.
Музыка Игоря Воробьева создана на основе якутских народных песен и танцев. Едва ли не в каждом номере балета композитор «цитирует» якутский фольклор — от характерных интонаций и попевок до законченных фрагментов. Однако весь этот фольклорный материал, далекий от европейской традиции, не вступает в противоречие с современным композиторским языком. А он весьма необычен: музыка к полномасштабному сюжетному танцевальному спектаклю написана для оркестра национальных инструментов (в их числе хомус, шаманский бубен, кырыымпа), сохраняя при этом краски, близкие симфоническому оркестру.
Приставка «этно» свидетельствовала не только о том, что перед нами спектакль на национальный сюжет, но и о том, что в хореографическом тексте сильны мотивы народных танцев. «Куллустай Бэргэн» — это, строго говоря, не балет,
а музыкально-пластический спектакль, в котором танец только помогает раскрыть литературный сюжет — историю о могучем богатыре Куллустай Бэргэне, спасшем свою сестру от злодеев Нижнего мира.
Петербургский художник Олег Молчанов неоднократно доказывал своим творчеством, что ресурсы классической живописной сценографии далеко не исчерпаны и что традиционные решения, особенно в спектаклях на сказочно-мифологические сюжеты, более органичны и выигрывают
в споре с условно-минималистскими декорациями. Писаные задники сменялись, будто страницы иллюстрированной книги сказок. Костюмы и музыка работали на главную идею — воссоздание национального колорита. Обильно украшенные мехом костюмы, звуки народных инструментов идентифицировали место действия олонхо, подчеркивали богатство
и самостоятельность культуры народа Саха. Ту же задачу выполнял танец (постановщик Юрий Федотов) с цитатами из миниатюр Сергея Зверева–Кыыл Уола, не только знаменитого в прошлом фольклориста и писателя, но и хореографа.
«Куллустай Бэргэн» сочинен в давно забытой и немодной эстетике большой хореодрамы, которая много лет (даже десятилетий) назад мутировала, отдалившись от первооснов, казалось, на всей территории танцевальной России. А в Театре танца Якутии эта эстетика существует, неколебимая временем. Спектакль Театра танца Якутии одушевлен во многом благодаря артистам. С благородством и чувством актерской меры они представали скромными рассказчиками сюжета олонхо, не претендуя на сценическое «царствование». А этого сегодня почти не встретишь ни в Новосибирске, ни в Перми, ни в Челябинске, и тем более в Москве или в Петербурге.
Вита ЧУШКИНА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~WPLdB