Кто NEXT?

22 Июня 2018

Кто NEXT?

Творческая жизнь Мариинского театра на всех трех сценах предельно интенсивна. Среди спектаклей, концертов, фестивалей в нем находится место и для социально значимых проектов, цели которых устремлены в будущее отечественной музыкальной культуры. Одним из них является фестиваль детско-юношеских оркестров «Мариинский NEXT», инициатором которого стал Валерий Гергиев.

В фестивале принимают участие детско-юношеские оркестры города. NEXT — значит следующий. И как знать, возможно, в этих оркестрах сегодня играют музыканты следующего поколения артистов оркестра Мариинского театра или других оркестровых коллективов города и страны.
Фестиваль «Мариинский NEXT» прошел в этом году уже четвертый раз. В Гала-концерте 28 мая приняли участие 10 оркестровых коллективов города, представивших на суд слушателей разнообразные программы.
Впечатляющим было начало концерта — выступление сводного струнного оркестра участников фестиваля (дирижер — А. Гаккель). Были исполнены: Вальс из телесериала «Петербургские тайны» А. Петрова, Интермеццо из оперы «Сельская честь» П. Масканьи, Юмореска А. Дворжака, Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева и «Гимн великому городу» из балета «Медный всадник» Р. Глиэра.
В обзоре я бы разделила коллективы на две группы — оркестры ДМШ Санкт-Петербурга и оркестры средних профессиональных учебных заведений. Последние, безусловно, продемонстрировали более высокий профессиональный уровень подготовки программ. Оркестр ССМШ им. Н. Римского-Корсакова и музыкального училища им. М. Мусоргского невольно вступили в соревнование, взяв в репертуар произведения Ф. Мендельсона. Первый играл Увертюру «Гебриды, или Фингалова пещера», второй — 4-я часть из симфонии № 3 («Шотландская») композитора.
Оба оркестра чувствовали себя достаточно свободно и уверенно. Романтически многокрасочная оркестровка Мендельсона дает возможность показать себя всем группам оркестра. У оркестра ССМШ (дирижер —
А. Штейнлухт) особенно выразительно звучали деревянные духовые. Поразила яркостью и выразительностью игра литавристки. К ней все время приковывалось внимание. Весьма достойно сыграл Мендельсона и оркестр училища им. М. Мусоргского (дирижер —
Л. Дунаев).
Камерный оркестр музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова (дирижер —
Д. Ралко) представил Концерт для двух скрипок с оркестром ре-минор И. С. Баха. В звучании оркестра явно не хватало низкого регистра. Всего две виолончели не обеспечили сбалансированного звучания партитуры, недостаточно было и характерной барочной пульсации, «шагов», которые создаются низкими струнными инструментами. Солистки Лия Проскурякова и Екатерина Якова играли достаточно ярко, технически убедительно, сумели создать непрерывность имитационного диалога, столь характерного для баховской музыки.
Если говорить о солистах, то хотелось бы отметить и скрипачку Олесю Казакову, которая очень музыкально, интонационно чисто исполнила Grave из Концерта для скрипки с оркестром Антонина Бенды в сопровождении камерного оркестра ДШИ им. Е. А. Мравинского (дирижер — лауреат международных конкурсов А. Мазницын).
Струнный оркестр «Юные симфонисты» ДШИ № 4 (дирижер Д. Воробьёв) исполнил очень популярную «Fiddle-Faddle» Л. Андерсена. Эффектная концертная пьеса, известный оркестровый «бис», прозвучала виртуозно, но чрезмерно быстрый темп сминал «вкусные» акценты, контрасты, сбивал с ритма и обычно эффектное пение оркестрантов было каким-то суетливым, словно юные музыканты голосами «догоняли» собственные руки.
В составе оркестра «Резонанс» ДШИ им. М. Глинки (дирижер — лауреат международных конкурсов А. Еникеев) очень много совсем юных музыкантов. Коллектив справился с партитурой Andante из Симфонии № 94 («Сюрприз») Й. Гайдна. Не совсем удалось избежать несколько прямолинейной динамики, но зато очень чисто, аккуратно прозвучали соло на деревянных духовых инструментах, литаврах.
О молодежном камерном оркестре «Васильевский остров» (дирижер — заслуженный работник культуры России С. Ефаев) критики говорят, что это «один из лучших молодежных оркестров Европы». Он существует уже более 20 лет, сотрудничает с известными музыкантами, является победителем многих международных конкурсов.
Это ощущалось уже по тому, как уверенно, с профессиональным настроем молодые музыканты вышли на сцену. С первых же звуков Дивертисмента Ре-мажор В. А. Моцарта
(1-я часть, Allegro) чувствовалась увлеченность, осознанность исполнения. И все-таки опытность оркестра позволяет подойти к оценке его игры с достаточно высокими требованиями. На мой взгляд, в исполнении Моцарта не хватало четкости артикуляции шестнадцатых, что создавало ощущение некоторой «заболтанности». Танец Hoe Down из балета «Родео» А. Копленда прозвучал темпераментно, с куражом, но в сложные колоритные ритмические узоры, почерпнутые композитором из народной музыки, исполнителям еще предстоит «вжиться», чтобы свободное существование в музыке этого эффектного произведения доставляло им еще больше удовольствия.
Я не случайно оставила напоследок выступление самых юных музыкантов камерного оркестра Force Major Orchestra ДМШ № 20 Курортного района (дирижер —
А. Степанов). Хочется сказать «браво» педагогам школы, которые столько любви, терпения вложили в каждого ребенка, добившись очень удачного исполнения сложной для юных оркестрантов программы — «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» Г.Свиридова и две пьесы П.Чайковского (Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» и «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»).
Как хороши были ребята-духовики, как душевно было исполнено соло гобоя! Конечно, в «Тройке» немного не хватило звучности скрипок, были и ритмические погрешности у ударников (у них сложнейшая партия!), но, несмотря на это, дирижеру удалось сбалансировать звучание, «собрать» партитуру, выстроить сложную динамику произведения, не ограничиваясь примитивными «piano-forte».
В Танце Феи Драже отмечу замечательное соло на челесте, которое деликатно не заглушил оркестр. Ощущалась обостренность ансамблевого слушания солиста. А в «Неаполитанском танце» очень ярко прозвучало соло трубы.
Во время этого выступления думалось о том, что хорошо бы во всех оркестрах отметить юных солистов, поблагодарить их педагогов. Но представил солистов, попросив их подняться, только дирижер оркестра училища им. М. Мусоргского Л. Дунаев, после завершающей программу «Праздничной увертюры» Д. Шостаковича.
Нет сомнения, что проведение этого фестиваля — очень нужное дело. И спасибо Мариинскому театру за инициативу и реализацию идеи!
Елена ЛЁГКАЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~qWKwJ