«Круг Петрова-Водкина» в Русском музее

19 Июня 2016

«Круг Петрова-Водкина» в Русском музее

Со 2 июня по 22 сентября в Корпусе Бенуа открыта выставка «Круг Петрова-Водкина». В этот «круг» в разные годы входили Павел Голубятников, Николай Ионин, Израиль Лизак, Владимир Малагис, Вячеслав Пакулин, Алексей Пахомов, Александр Самохвалов, Петр Соколов, Леонид Чупятов и многие другие. Все они прошли курс петрово-водкинской «науки видеть».На экспозиции представлено около 200 произведений живописи и графики из коллекции Русского музея и других государственных и частных собраний нашей страны.

В российском искусстве первой половины ХХ века есть три фигуры не только особого масштаба, но и особого объединяющего статуса: Казимир Малевич, Павел Филонов и Кузьма Петров-Водкин. Они воспринимаются не только в контексте своего творческого бытия: они «обрастали» учениками и соратниками, судьба которых в течение какого-то времени или даже всей творческой жизни была связана с именами этих выдающихся мастеров.
«Круг Петрова-Водкина» — это выставка учителя в окружении учеников, среди которых были как «апостолы», так и имитаторы, а его влияние на них могло быть и поверхностным, и всепроникающим.
Петров-Водкин активно преподавал с
1910 года, когда Лев Бакст привел его себе на смену в качестве педагога школы Елизаветы Званцевой. Вскоре он добился успехов и завоевал популярность среди молодежи. Школа Званцевой стала для художника и собственной школой, где оттачивалось мастерство, где рождались теории и где учащиеся в большей или меньшей степени были соучастниками творческой эволюции Петрова-Водкина.
Учащимися школы Званцевой были преимущественно представители среднего сословия и молодежь из аристократических семей. Петров-Водкин вспоминал, что ему в школе достался «очень странный багаж»: для большинства учащихся занятия были своего рода развлечением, но благодаря усилиям художника для некоторых из них искусство стало делом жизни.
После закрытия школы Званцевой в 1917 Петров-Водкин стал одним из первых профессоров новой Академии художеств.
В его мастерской учились не только бывшие «званцевцы» (Леонид Чупятов, Владимир Дмитриев, Борис Эрбштейн, Фавста Шихманова, Мария Саско). В 1918–1920 гг. туда поступили Сергей Приселков, Александр Лаппо-Данилевский, Евгения Эвенбах, Петр Акишин, Павел Голубятников, Бенита Эссен, Александр Самохвалов (перешедший с архитектурного факультета), Николай Ионин, Герасим Эфрос, Юрий Черкесов, Петр Соколов, Лев Британишский и др.
Это было время наивысшей активности и энтузиазма, возможно, поэтому среди студентов первого выпуска — наибольшее число последователей Петрова-Водкина. Его авторитет был для них непререкаем, и всё, что они создавали в то время, было вдохновлено образами и пластическими решениями мастера. На выставке в большом объеме демонстрируются «учебный натюрморт», живописные штудии обнаженной натуры, учебные портреты, причем они представлены работами нескольких потоков петрово-водкинских студентов.
Судьбы многих учеников Петрова-Водкина сложились трагически: кто-то погиб в лагерях или умер от голода во время блокады, кто-то сменил область применения творческих способностей. Лишь недавно удалось обнаружить следы оборвавшейся творческой биографии и сохранившиеся работы таких художников, как Алексей Зернов, Магда Нахман, Евгения Благовещенская, Михаил Носков, Ревекка Головчинер, Ольга Богданова, Елена Аладжалова и др. Со многими из них на этой выставке зрители познакомятся впервые. Таким образом, художники круга Петрова-Водкина как самостоятельное яркое явление обогатят представления об искусстве первых десятилетий ХХ века.
Антон АЛЕКСАНДРОВ

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~t3MfC