«Красавец мужчина. Русский модник на театре»

Саквояж Ф. И. Шаляпина

Саквояж Ф. И. Шаляпина

1 Мая 2018

«Красавец мужчина. Русский модник на театре»

Санкт-Петербургский музей театрального
и музыкального искусства,
Государственный исторический музей

Выставка

«КРАСАВЕЦ МУЖЧИНА. РУССКИЙ МОДНИК
НА ТЕАТРЕ»

5 апреля — 2 июля
Шереметевский дворец — Музей музыки
(наб. Фонтанки, 34)

Крупный выставочный проект Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства «Красавец мужчина. Русский модник на театре» посвящен феномену мужского щегольства в России, знаменитым модникам русской литературы и театра, образам денди и щеголей на театральной сцене конца XVIII — начала XX века.
Этот проект унаследовал тему, название и значительную часть экспонатов у выставки Государственного исторического музея, которая блестяще прошла в Москве в 2017 году. Однако новая кураторская концепция диктует существенные отличия в предметном ряде экспозиции: Музей театрального и музыкального искусства исследует не столько мужскую повседневную моду, сколько ее отражение на сцене, ее влияние на театральный язык разных эпох от карикатур на модников — дамских угодников до возникновения и развития амплуа героя-любовника. Театральные проекции мужской моды позволяют обнаружить со всей наглядностью, как на протяжении конца XVIII — начала XX века менялись общественные представления об идеальном мужчине — красавце, герое войны или герое-любовнике..
В петербургской серии проекта прослеживаются три сюжетные линии. Одна из них связана с историей вещей, бытовых мелочей в эпохи Фонвизина, Пушкина, Островского или Чехова. Вместе с кафтанами, камзолами, парадными фраками и прочими элементами мужского гардероба специального внимания удостоятся трости и пороховницы, печатки и пряжки, наусники и мужские корсеты, приспособления для чистки ногтей и ушей, пудреницы, мушечницы и бальные записные книжки — столь необходимые каждому моднику вещицы, которые ныне смотрятся диковинной экзотикой. Мемориальный сюжет выставки — естественное продолжение «истории мужских мелочей». Портрет П. Я. Чаадаева, жилет А. С. Пушкина, феска М. И. Глинки, трость А. Н. Островского, пенсне А. К. Глазунова, перстень В. В. Самойлова или табакерка Ф. И. Шаляпина играют ведущие роли в выставке-спектакле, становятся рассказчиками целых историй о своих знаменитых обладателях и их отношении к моде.
Вплоть до конца XIX века артисты часто выходили на сцену в собственной одежде, их модные аксессуары становились элементами театрального образа — возвышенного ли, трагического или комедийно-карикатурного. Личные принадлежности В. В. Самойлова, К. А. Варламова, Н. Н. Фигнера,
Ф. И. Стравинского, Ф. И. Шаляпина соседствуют с их сценическими костюмами, портретами и фотографиями, создающими эталонные образы «красавца мужчины». Театральный сюжет выставки был бы неполон без литературных героев: от Онегина и Чацкого до Антропки из «Модной лавки» И. А. Крылова.
Версии «исторических» костюмов XVIII–XIX столетий в исполнении художников «Мира искусства», советского поставангарда, соцреализма или «оттепели» дают экспозиции дополнительный объем и интригу. Галерея фотопортретов современных «красавцев мужчин» — от Г. А. Товстоногова до Ф. С. Рузиматова — служит прологом к основной экспозиции, словно бы намекая: «Все течет, но ничего не меняется».
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~1yntj