Королевская роскошь

Фото: Наталья Разина

Фото: Наталья Разина

1 Декабря 2020

Королевская роскошь

Звезды мировой оперы Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков и Юсиф Эйвазов выступили на сцене Мариинского театра (Мариинский-2) в опере Джузеппе Верди «Дон Карлос». Планы, нарушенные коронавирусом (все артисты подхватили инфекцию после исполнения «Дона Карлоса» на открытии сезона в Большом театре), — пусть на полтора месяца позже, но все же реализовались. 

Мировой дебют Анны Нетребко в партии Елизаветы должен был состояться в Опере Земпера, но постановку отменили из-за пандемии и введенных ограничений. Летом, когда немецким театрам разрешили открыться, фрагменты из «Дона Карлоса» прозвучали в Дрездене в концертном исполнении с Нетребко и Эйвазовым в главных партиях.
Два спектакля в Мариинском театре стали, если оценивать их по качеству исполнительского мастерства солистов, явлением уникальным. Ансамбль дополнили Ильдар Абдразаков (Филипп II), Алексей Марков (маркиз ди Поза), Екатерина Семенчук (принцесса Эболи), Михаил Петренко (Великий инквизитор). 
Сама постановка Джорджо Барберио Корсетти 2012 года не располагает к долгим разговорам: драма Фридриха Шиллера, положенная в основу либретто Жозефа Мери и Камиля дю Локля, и великая музыка Верди существуют отдельно от спектакля. Спустя годы это высветилось еще отчетливее, чем в дни премьеры. Но мощный состав солистов, обладающих помимо выдающихся голосов незаурядными актерскими данными, затмил и несовершенство постановки, и необходимость находиться в зале в медицинской маске, и слишком позднее завершение спектакля. 
Здесь каждый был на своем месте и каждый был хорош. Хочется отметить исполнительниц небольших партий сопрано Людмилу Разумкову (Тибо) и Анну Денисову (Голос с небес), хрупкие колоратуры которых изящно вплетались в музыкальную ткань партитуры. Великий инквизитор Михаила Петренко — непреклонный слепой старец, источающий ненависть. Казалось, в нем нет ничего живого, человеческого, только намертво вросшая в плоть буква закона. Раскатистый мощный бас певца звучал зловеще, как орудие рока — такого же слепого и непреклонного, как сам старик. 
Бархатный тембр своего роскошного баса подарил королю Филиппу Ильдар Абдразаков. В монологе Ella giammai m’amo он демонстрирует не только безукоризненное звучание голоса, но такую глубину проникновения в образ, что боль его становится осязаемой, а противостояние с сыном теряет черно-белую окраску. Как и у его звездных партнеров, все чувства и вся чувственность идут у Абдразакова от музыки Верди. Видимо, в этом и состоит секрет успеха выдающихся вокалистов: они во всем следуют за композитором, растворяются в музыкальной драматургии, а не обременены мыслями, как «вытянуть» сверхчертные ноты или изобразить эмоцию, отдельную от музыки. 
Если Нетребко — подлинная королева, царственная и прекрасная, то Семенчук — настоящая принцесса Эболи, сочетающая в себе бурную страсть с благородством, неприязнь с эмпатией. И все это совмещается в одной женщине так органично, что ни на миг не возникает сомнения в ее искренности. У Семенчук — редкое меццо-сопрано. Ровное, как натянутая струна, полетное, струящееся, бархатистое. «Затертая до дыр» ария O don fatale звучит в ее исполнении настолько свежо, что можно подумать, будто сочиняющему оперу Верди приснилась певица из будущего и он одарил ее арией, которую она споет через века. 
Рыцарем без страха и упрека выглядел Родриго ди Поза, воплощенный Алексеем Марковым. Столько сил и энергии в его благородном баритоне, так правдивы интонации, что несмотря на всю условность (по определению) оперного сюжета, его жертвенность не вызывает сомнений. Юсиф Эйвазов продемонстрировал в партии Дона Карлоса свободный верх, плотную середину, ну а красоты тембра и чувственности звука этому артисту всегда было не занимать. 
Анна Нетребко удачно поэкспериментировала с цветом, появившись в первом акте в платье чудесного голубого оттенка, который был ей к лицу, и провела всю партию красивейшим звуком, отличающимся полнотой и глубиной. Впрочем, любое описание лишь бледный слепок с живого действия.
Остается повторить, что прошедшие на стыке октября и ноября показы сложнейшей оперы Верди останутся ярчайшими страницами в исторической летописи Мариинского театра. 
Светлана РУХЛЯ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (183), декабрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~BrwS1


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время