Концерт как вся жизнь

2 Ноября 2018

Концерт как вся жизнь

Состоявшийся недавно в Доме композиторов юбилейный концерт Александра Изосимова во многом можно назвать вечером премьер.

В первом отделении прозвучали два крупных произведения 1981 года — струнный Квартет № 1 (исп. «Авангард-квартет» в составе М. Крутика, В. Вельковой, Д. Чернышенко, Е. Григорьевой) и «Испанские песни» на стихи Гарсиа Лорки и Пабло Неруды (исп.
М. Литке, А. Шелудько), в 2007 году вошедшие в вокальный макроцикл «Театр. Песни, которые мне спела во сне земля». Музыкальный стиль этих сочинений продолжает русскую традицию. В Квартете, в частности, слышны отзвуки эпической широты кучкистов, непосредственность мелодического высказывания Глазунова, а «Испанские песни» самобытно и характеристично продолжают отечественную «испанскую тему». Консерваторский наставник Изосимова Борис Тищенко говорил о произведениях двадцатидвухлетнего студента: «Это совершенно зрелая музыка».
По воспоминаниям автора, «Борис Иванович содействовал тому, чтобы Квартет исполнили в консерватории. Когда музыка закончилась, Тищенко тут же поделился впечатлениями. Тогда он впервые произнес: “У Саши очень редкий мелодический дар”. Золотыми буквами его слова сохранились в моем сердце».
То, что мы услышали Квартет № 1 и «Испанские песни» в авторском вечере, — счастливая случайность: впоследствии Изосимов с беспощадным максимализмом отрекся от многих своих сочинений 80-х годов, уничтожив
23 партитуры. Тем не менее, несмотря на столь строгий суд, эти годы стали временем становления своего стиля — узнаваемого по языку.
А между двумя юношескими сочинения-
ми — волшебно-пейзажная вторая часть из новой фортепианной сюиты «Царевна-лебедь» в версии для эвритмии и фортепиано (2017, исп. Н. Макарова, А. Шелудько). Она создана на основе загадочного «дышащего лада» — радикально новаторского метода сочинения музыки, за что автора порой причисляют к «авангардистам». Обращение к эвритмии и светлому образу царственной птицы глубоко символично для Изосимова, увлеченного антропософским учением
Р. Штейнера.
Второе отделение посвящалось только произведениям последних лет. Прозвучали сольные фрагменты из оперы «Потерянный рай», премьера которой еще ждет своего часа, — Ария, Песенка, Ариетта и Плач Евы (исп. М. Людько, Н. Мажара). В них есть и творческая игра жанрами, и аллюзии разноликих стилевых интонаций, в совокупности рисующих характерные портреты библейской героини.
Завершала программу премьера Фортепианного трио памяти Бориса Тищенко в четырех частях (2017), продолжающего традицию русской классики посвящать произведения этого жанра великим композиторам, учителям, друзьям (исп. Н. Мажара, Д. Хрычев, В. Песин). Музыка Трио оправдала самые взыскательные эстетические ожидания: масштабное, виртуозное, наполненное энергией и драматическими коллизиями полотно можно уподобить бурной, полной напряженных рефлексий жизни.
Программа концерта, несмотря на ограниченность только камерными сочинениями, выглядела творческой ретроспективой. Она еще раз подтверждала: искусство Александра Изосимова — типично русское явление. В нем самобытно переплавляются разноплановые культурные составляющие. При этом композитор не порывает со своими корнями даже в самых новаторских радикальных сочинениях.
У всех исполненных в авторском концерте произведений счастливая судьба. Они прозвучали в исполнении крупных мастеров, зрелых музыкантов, выявивших в музыке с исключительным профессионализмом ее глубину, духовность, а порой и острую характерность. Произведения Александра Изосимова обретают признание, исполняются и в разных городах России, и за рубежом, о чем свидетельствуют, в частности, регулярные концерты в Пермской, Самарской филармониях.
Галина ОВСЯНКИНА

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~zEdoI