Концерт как общение

Фото: пресс-служба театра

Фото: пресс-служба театра

1 Февраля 2019

Концерт как общение

Общение, общение! Как его сейчас не хватает на всех концертных площадках. В лучшем случае со сцены поздороваются, объявят концертную программу и попросят отключить мобильные телефоны. В худшем — словно в аэропорту или метро по трансляции зазвучит бездушный — ну пусть даже актерски наигранный — микрофонный голос.

И когда мне говорят, что, мол, нынешняя публика филармонии или Концертного зала Мариинского театра настолько просвещенная, подготовленная, что ей не нужны никакие вступительные слова, я оглядываюсь вокруг, смотрю на слушателей и внутренне повторяю слова Станиславского: «Не верю!» Публика сегодня разная: наряду со слушателями почтенного возраста в залах отчетливо просматриваются и молодое поколение, и гости города. Настройка на концерт, на восприятие (особенно незнакомых произведений) очень нужна!
Аргумент про нынешнюю просвещенность публики не выдерживает критики еще и потому, что невольно хочется задать вопрос: «А что, те, кто приходили в филармонические залы слушать Соллертинского, были менее просвещенными?» Я думаю, что ответ очевиден.
Конечно, устраивать развернутую музыковедческую лекцию перед концертной программой совсем нет необходимости, а для того, чтобы сделать настраивающее, собирающее внимание, расставляющее смысловые акценты для восприятия программы, вступление, хорошему, профессиональному ведущему, музыканту достаточно 5–7 минут.
А затронула я тему словесного музыкального просветительства не случайно. Именно на концертах ансамбля «Дивертисмент» во главе со скрипачом Ильёй Иоффом меня посещает нечасто встречающееся ощущение, что нас, слушателей, пригласили и очень ждали, к встрече с нами готовились — не только для того, чтобы отыграть программу, но и для того, чтобы поделиться очень существенными мыслями о музыке. Чтобы мы глубже, точнее прониклись исполняемыми произведениями. И не случайно именно этот коллектив и его руководитель стали инициаторами и исполнителями дневных концертов на Новой сцене Александринского театра. Такие концерты, построенные на общении со слушателем, сегодня уже, увы, являются «уходящей натурой». Но, слава богу, еще есть музыканты, которые стараются удержать отечественные традиции просветительства
и общения в концертном зале.
В прошлом году Камерный оркестр «Дивертисмент» провел цикл из пяти дневных субботних концертов в фойе Новой сцены
с удивительно интересными толкованиями
и общением с аудиторией Артёма Варгафтика. В анонсе цикла значилось: «“Дивертисмент” — это музыканты, для которых каждое произведение в каждой представленной ими программе является событием. Причем непременно важным и уникальным». Хочется привести слова, прозвучавшие и «изнутри» коллектива: «Мы нарочно разместили наш проект в фойе, а не на сцене. Стоя на этом месте, чувствуешь себя — буквально —
в сердце Петербурга, город “прошивает” тебя насквозь своим дождем, наполняет своим дыханием».
В новом творческом сезоне «Дивертисмент» инициировал следующий цикл
в Александринке — «Дивергенция». Кстати, его идея принадлежит ведущей артистке оркестра, прекрасной скрипачке Лидии Коваленко: «Дивергенция (от средневекового лат. divergo «отклоняюсь») в биологии — расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции как результат обитания в разных условиях и естественного отбора». Это название цикла, подсказанное режиссером-мультипликатором Иваном Максимовым, может показаться мудреным. Но на самом деле в нем очень увлекательный смысл, дающий толчок к размышлению. Илья Иофф говорит: «Это цикл о музыке, о людях, которые на первый взгляд типичные представители (жанра, профессии, направления), а при ближайшем рассмотрении сильно отличаются от “типичных представителей”».
Герои цикла, те, чьи произведения будут исполняться, и те, кто будет беседовать перед началом концертной программы
с Ильёй Иоффом и слушателями, отличаются каждый неповторимой индивидуальностью, видением жизни и творчества, они не банальны, они всегда первопроходцы, те, кто находит новое в привычных рамках. И, вероятно, в этом — дивергенция, «отклонение»! Но в этом и развитие!
Первым собеседником в новом цикле стал режиссер Борис Павлович, являющийся руководителем школы-студии-театра «Индиго», в котором играют слабослышащие актеры. Он один из самых известных в России специалистов по социальному и инклюзивному театру. Его воззрения на искусство оригинальны, интересны, открывают для размышляющего слушателя новые грани отношения к искусству.
В феврале исполнение произведения Гии Канчели Childhood revisited будет предварено разговором с режиссером анимационного кино Иваном Максимовым. Кстати, именно он сделал просто фантастический мультфильм о Петербурге с музыкой Баха, который стал своеобразной «заставкой» для цикла «Дивергенция».
Собеседником в мартовском концерте
с «Просветленной ночью» Шенберга станет композитор Настасья Хрущева. А большая майская программа под названием «Культ личности» (где прозвучат произведения Настасьи Хрущевой, Сергея Ахунова и Альбана Берга) будет поводом для беседы с композитором Леонидом Десятниковым, встреча
с которым всегда праздник!
Нужно ли это слушателям? Судя по полному залу-фойе Новой сцены, в котором присутствует самая разновозрастная публика, заинтересованно слушающая и музыку, и размышления, беседы о ней, а потом еще и задающая вопросы, — очень нужно! Я думаю, что люди даже истосковались по такому общению.
Елена ИСТРАТОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~0xw46