Концентрация духа

2 Октября 2018

Концентрация духа

Концертный хор Санкт-Петербурга под руководством Владимира Беглецова открывает новый сезон.

10 октября в Исаакиевском соборе прозвучат «Перезвоны» Валерия Гаврилина и хоры Георгия Свиридова на стихи А. Пушкина, А. Блока и А. Прокофьева.
«Это — подлинно. Это написано кровью сердца», — отозвался Г. В. Свиридов о гаврилинских «Перезвонах». «Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо, — рассказывал сам автор. — Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Нечто среднее между оперой и ораторией. Сюжетно — это калейдоскопическая картина жизни человека...»
«Перезвоны» включают инструментальные интермедии (гобой) и сопровождение некоторых номеров. В соборе их не исполнить. Владимир Беглецов предлагает оригинальную и органичную композицию.
В основе — партитура Гаврилина, а вкраплены в нее хоровые жемчужины Свиридова: «Несказанный свет» из «Песен безвременья», «Балалайка» из «Ладоги» и «Стрекотунья белобока» из «Пушкинского венка».
24 октября в Спасе на Крови — хоровой концерт Альфреда Шнитке «Стихи покаянные», одно из лучших сочинений в области русской духовной музыки XX века и едва ли не самое трудное произведение a cappella. Цикл написан в 1987-м и посвящен Тысячелетию крещения Руси, которое торжественно отмечалось во всем мире в 1988 году. Тогда же состоялась премьера «Стихов».
В качестве литературной основы композитор взял древнерусские поэтические тексты XVI века, опубликованные в 1986 в переводе и с комментариями Александра Панченко.
Смысл музыки и всех 11 стихов (заключительный 12-й номер звучит без слов) — раскаяние в суете, которой зачастую подчиняется человеческая жизнь, и размышления о неминуемости смерти. Красота и возвышенность музыки помогают преодолеть страх и отчаяние и оставляют в душе ощущение катарсиса и веру в то, что всё — не напрасно.
«Стихи покаянные» прозвучат в Петербурге всего лишь в четвертый раз.
Впервые, сразу после московской премьеры, их исполнил хор Валерия Полянского. В 2007-м к этой сложнейшей партитуре обратился Владимир Беглецов, а следующий концерт состоялся только в 2011 году, когда Концертному хору Санкт-Петербурга (тогда еще Камерному хору Смольного собора) исполнилось 20 лет.
«Когда мы исполняли “Стихи покаянные” Альфреда Шнитке в первый раз, — говорит В. Беглецов, — казалось, что музыка забирает все силы, предельно изнуряет… Но эта музыка — прекрасна! И здесь нет противоречия. Она требует не только мастерства, но и колоссальной концентрации духа, и тогда в ней открывается свет! Сейчас нам удается этот свет увидеть…»
Новый сезон — юбилейный для художественного руководителя хора заслуженного артиста России Владимира Беглецова. Но это лишь дополнительный привлекательный штрих в неспокойной и, безусловно, счастливой истории коллектива, которая не знает застойных периодов, в которой каждый концерт — премьера, каждый поворот судьбы — шаг к совершенству и источник вдохновения. Достаточно вспомнить хотя бы предшествующий творческий год.
Его заключительным аккордом стали песнопения рахманиновской Литургии св. Иоанна Златоуста, прозвучавшие в Спасе на Крови в середине августа. Этим же произведением, согласно непреднамеренной, но символичной драматургии, сезон официально и открывался в Исаакиевском соборе.
Русская классика — фундамент репертуара хора. За прошедший год слушатели имели пятикратную возможность соприкоснуться с Литургией и Всенощной С. Рахманинова. В Исаакиевском соборе, в Спасе на Крови и в Федоровском соборе звучали Литургия
П. Чайковского и Страстная седмица А. Гречанинова. Уникальной страницей, всегда новой и всегда узнаваемой, являются программы, составляемые Владимиром Беглецовым из сочинений Дилецкого, Титова, Бортнянского, Березовского, Чеснокова, Архангельского… Иногда к ним присоединяются дивные откровения Мусоргского, Кюи, Балакирева или Пендерецкого, Шнитке, Десятникова. Только в минувшем сезоне подобных вариаций насчитывается более полутора десятков.
В многослойной ткани концертной жизни хора выделяются еще несколько самостоятельных и переплетающихся между собой сюжетов.
Музыка XX века и сочинения современных композиторов. «Пушкинский венок» Г. Свиридова и песни народов СССР прозвучали в Большом зале филармонии (28 сентября 2017). В капелле — «Десять поэм на стихи революционных поэтов»
Д. Шостаковича и Концерт для хора А. Шнитке на стихи Г. Нарекаци (24 ноября 2017-го). Там же 9 февраля 2018-го состоялся концерт, озаглавленный «Взрослый детский мир», в первом отделении которого Хор мальчиков Хорового училища имени М. И. Глинки исполнил «Шестнадцать песен для детей» П. Чайковского, а во втором Концертный хор Санкт-Петербурга представил «Антиформалистический раек» Д. Шостаковича и «Букет» Л. Десятникова.
В течение сезона неоднократно звучали песни В. Соловьёва-Седого, А. Пахмутовой, В. Высоцкого, «Перезвоны» В. Гаврилина и Духовные хоры А. Шнитке. 1 декабря 2017 года состоялся творческий вечер Александра Сойникова, давнего и верного друга хора. Судьба распорядилась так, что фрагменты оратории-мистерии «Роза мира» стали последней прижизненной концертной программой из сочинений замечательного композитора, внезапно ушедшего из жизни 10 февраля 2018 года.
Мемориальные концерты. Стало традицией отмечать выступлениями Концертного хора памятные даты и праздники — День снятия блокады Ленинграда, День Победы, Рождество и Воскресение Христово. В прошлом сезоне этот ряд дополнили концерты памяти великой Елены Образцовой и сотрудников музея «Исаакиевский собор», защищавших памятник культуры в годы войны; программы в честь 75-летия со времени Сталинградской битвы, 200-летия со дня рождения императора-освободителя Александра II, 100-летия со дня рождения скульптора М. Аникушина, ко дню рождения А. Пушкина, в честь 275-летия со дня рождения Г. Державина и 200-летия с момента начала строительства Исаакиевского собора.
18 июня в Большом зале филармонии В. Беглецов провел грандиозный концерт «Чайковский-гала» в преддверии 125-й годовщины со дня смерти композитора.
Ораториально-симфонические программы. Событиями в музыкальной жизни Петербурга стали подготовленные Владимиром Беглецовым программы с участием симфонических оркестров. Реквием Моцарта и Страсти по Иоанну Баха в Академической капелле, Первая симфония Калинникова, «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского и кантата «Москва» Чайковского, а также уже названный гала-концерт — в Большом зале филармонии. Хор принимал участие в программах Заслуженного коллектива России — кантата Прокофьева «К 20-летию Октября» (дирижер — Н. Алексеев), кантата Орфа «Кармина Бурана» (дирижер — Ф. Коробов). В базилике Св. Екатерины под управлением В. Беглецова прозвучал Реквием Дюрюфле (партия органа — М. Вяйзя).
Фестивали. В программе XVIII Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», руководимого Юрием Темиркановым, выступление Концертного хора Санкт-Петербурга стало единственным, объединившим имена двух юбиляров, И. Стравинского и Р. Щедрина. 15 декабря В Спасе на Крови прозвучали «Подблюдные песни» и цикл на стихи А. Твардовского.
Литургия Чайковского и хоры Танеева, исполненные в Исаакиевском соборе 22 ноября 2017-го, украсили программу Первого фестиваля «Чайковский.spb.ru».
Хор стал участником фестиваля памяти В. Успенского, традиционных «Невских хоровых ассамблей» и оригинального мини-фестиваля (или марафона) из всех девяти симфоний Бетховена, проведенного С. Стадлером в капелле 26 ноября.
Гастроли. Летние месяцы подарили встречи с Концертным хором Санкт-Петербурга не только жителям и гостям Северной столицы, но и слушателям Германии, Словении и Калининграда, где хор оказался уже во второй раз, спустя 12 лет — с момента освящения Кафедрального собора Христа Спасителя, в котором также принимал участие…
Наталия ТАМБОВСКАЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~9iGSW