Контраст, гротеск и радость: о концерте русско-немецкого ансамбля Gartow Connect-II

3 Декабря 2018

Контраст, гротеск и радость: о концерте русско-немецкого ансамбля Gartow Connect-II

24 октября в рамках XVIII фестиваля «Международная неделя консерваторий» в Петрикирхе состоялся концерт из цикла «Камерные серии».

На сцене выступили музыканты из России и Германии — участники русско-немецкого проекта Gartow Connect-II.

Уже не в первый раз ансамбль от Gartow Connect становится участником «Недели консерваторий». В нынешнем году Санкт-Петербург встретил двух профессоров и трех студентов Высшей школы музыки Гамбурга. В творческий диалог с ними вступили шесть русских музыкантов. Но не только камерный состав определяет уникальность «серий»: проект собрал на одной сцене мастеров своего дела, виртуозов из разных стран. «Камерные серии» становятся также платформой для премьерных показов многих оригинальных произведений, аранжировок и переложений.
Нонет F-dur немецкого скрипача и композитора Луи Шпора (1784–1859) был написан в 1813 году. В произведении композитор «одним махом» охватил и традицию XVIII века писать на заказ, и вольное (относительно традиций XVIII века) романтическое отношение к драматургии классического четырехчастного цикла. После энергичной первой части у Шпора следует стремительное скерцо, и только после него появляется умиротворенное Adagio, а завершается нонет ярким финалом Vivace. Инструментальный состав сочинения также необычен: скрипка, альт, виолончель, контрабас, флейта, гобой, кларнет, фагот и валторна.
Затем вниманию слушателей была представлена аранжировка известного произведения Рихарда Штрауса «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля», мастерски выполненная Францем Хазенёрлем (1885–1970). В настоящее время в России (и в мире) эта версия известна крайне узкому кругу профессионалов, да и личность самого аранжировщика остается загадочной. Свою аранжировку симфонической поэмы Штрауса Франц Хазенёрль создал в 1954 году и обозначил произведение как музыкальный гротеск для 5 инструментов.
Второе отделение кардинально сменило атмосферу в зале. Немного блюза, доля регтайма, rock’n’roll и много музыки к драматическим спектаклям… И каждое произведение — премьера! Некоторые из них были подготовлены автором специально для фестиваля и концерта Gartow Connect… Второе отделение было посвящено творчеству одного из самых интересных композиторов современной петербургской школы — Евгения Петрова.
Открылось отделение произведением «Зимняя фантазия» советского пианиста, композитора и джазмена Александра Цфасмана, прозвучавшим в аранжировке Евгения Петрова. Для исполнения «Фантазии» и последующих произведений к девяти музыкантам-участникам первого отделения присоединились фортепиано и ударная установка.
Затем прозвучали несколько номеров из «Поллианна-сюиты». Это произведение было написано как музыка к спектаклю театра «Комедианты» (режиссер — Михаил Левшин), который увидит свет рампы в будущем году. Аранжировка для 11 инструментов была подготовлена Е. Петровым специально для концерта. Да и само сочинение, наполненное христианской идеей любви к ближнему, как нельзя лучше подходило для исполнения в стенах храма.
Ярким и трогательным получился финал концерта. В музыке прозвучавшей «О’ Генри-сюиты», принадлежащей также Е. Петрову, будто отразились и молодая Америка
XIX века, и сам неповторимый писатель О’ Генри со своими меткими многогранными образами, неисчерпаемым гуманизмом и саркастичным, но добрым юмором. Музыка, лежащая в основе сюиты, была написана в 2014 году к спектаклю Театра Дождей «О’ Днажды… Сказки каменных джунглей» по О’ Генри (постановка Натальи Никитиной и Елены Кохоновер). В театре музыка впервые прозвучала в записи, сделанной ансамблем «Remolino» (художественный руководитель — Олег Гулевский), для инструментального состава которого — скрипка, баян, фортепиано, контрабас и ударные — она и была написана. Для исполнения в концерте «Недели консерваторий» осенью этого года Петровым была сделана новая аранжировка для 11 музыкантов ансамбля Gartow Connect-II.
Мы надеемся на продолжение сотрудничества Санкт-Петербургской консерватории c Фондом Гартов и ансамблем Gartow Connect и ждем новых творческих встреч и открытий!
Зинаида СЛОБОДЗЯН

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~VU1g7