Константин Сомов (1869–1939). К 150-летию со дня рождения

Фото предоставлено пресс-службой ГРМ

Фото предоставлено пресс-службой ГРМ

12 Сентября 2019

Константин Сомов (1869–1939). К 150-летию со дня рождения

В Михайловском (Инженерном) замке продолжает работать выставка произведений Константина Сомова — одного из крупнейших мастеров русского искусства первой половины ХХ века, яркого представителя творческого объединения «Мир искусства». На экспозиции представлено около 160 произведений 1890-х — 1930-х годов из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, других музеев и частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга.

Открывают экспозицию произведения середины 1890-х — конца 1900-х, демонстрирующие многогранность таланта художника как пейзажиста, портретиста, мастера жанровых сцен. Среди них портреты членов семьи, знакомых. Шедевром Сомова является холст «Осмеянный поцелуй» (1908, ГРМ) — ретроспективная жанровая сцена. 
Автора всегда влекло прошлое, темы XVIII — начала XIX века: мотивы отдыха на прогулках, неспешных бесед, умиротворенной дружбы. Обращение к интимным сторонам человеческих переживаний было ново для русской живописи. Его героини томятся в ожидании любви, порой страшатся ее таинственной, роковой природы («Волшебство», 1898—1902, ГРМ). 
Продолжает экспозицию печатная графика Сомова, связанная с объединением и журналом «Мир искусства». Он активно участвовал в формировании облика журнала, проектируя обложки и фронтисписы, украшая страницы изысканными виньетками и заставками. 
В следующем зале можно продолжить погружение в ретроспективную тему в творчестве Сомова. Чаще всего это были любимые им многофигурные мотивы маскарада с элементами театра дель арте, поцелуями и страстными объятиями, передачей тайком писем, любовными интригами, проделками Арлекина, огнями фейерверка в ночном небе («Арлекин и дама», 1912, ГРМ; «Язычок Коломбины», 1913—1915, ГРМ). 
Предпоследний зал показывает Сомова в первую очередь как мастера графического портрета. Заказанные ему для журнала «Золотое руно» портреты современных художников и литераторов стали классикой отечественной культуры («Портрет Вячеслава Иванова», 1906; «Портрет Александра Блока», 1907, оба — ГТГ). «Галерею» современников художника составляют также портреты Мстислава Добужинского (1910, ГТГ), Михаила Кузмина (1909, ГТГ) и др.
В 1924 году Сомов покинул родину. В последнем зале можно увидеть произведения, созданные им в основном в 1920–1930-е. Работая в любимых им жанрах живописи и рисунка, иллюстрируя книги, он прежде всего позиционировал себя как портретист. Знаменитый «Портрет Сергея Рахманинова» (1925, ГРМ) — это этюд к портрету, заказанному для концертного зала Карнеги-холл в Нью-Йорке. 
Выставка продлится до 4 ноября
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 8 (169), сентябрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~K4mqT