Конкурс Петрова: итоги

2 Ноября 2018

Конкурс Петрова: итоги

В Большом зале филармонии 15 октября прошел финал XII Всероссийского открытого конкурса композиторов им. А. П. Петрова в номинации «Симфоническая музыка». Это яркое событие в музыкальной жизни Санкт-Петербурга — повод обсудить результаты, поразмышлять о проблемах современной музыки. В собеседники я приг-ласила одного из главных организаторов конкурса, композитора Ольгу Петрову и члена жюри конкурса, композитора Александра Кнайфеля.

С портрета, установленного на сцене, на нас смотрит Андрей Павлович Петров, словно освещая зал своей солнечной улыбкой. «Очень славно, что конкурс носит имя Андрея Павловича, — говорит Александр Аронович Кнайфель. — Он на небесах наверняка очень радуется, улыбается, ликует и довольно потирает руки. Я искренне радуюсь, что в качестве членов жюри в нем участвуют знаковые фигуры современного композиторского мира. Некоторые из них приезжают теперь из ближнего зарубежья; это замечательные люди и безусловно авторитетные композиторы».
В составе жюри в этом году работали: народная артистка Азербайджана, профессор, композитор Франгиз Ализаде (председатель жюри, Азербайджан), заслуженный деятель искусств Российской Федерации, композитор Александр Кнайфель; профессор, композитор Александр Радвилович; дирижер Фёдор Леднёв; композитор Настасья Хрущёва; композитор Дмитрий Янов-Яновский (Узбекистан); композитор Павел Карманов.
На конкурс было прислано 106 симфонических произведений из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Барнаула, Воронежа, Казани, Краснодара, Кемерово, Кирова, Уфы, Улан-Удэ, Ульяновска, Нижнекамска, Хабаровска и множества других городов и регионов России, а также из Азербайджана, Беларуси, Испании, Казахстана, Киргизстана, США, Узбекистана, Франции, Чехии.
Конкурс проходит анонимно. Соискатели присылают свои сочинения под девизом, и жюри узнает, кому же оно присудило призовые места, только во время оглашения результатов.
В этот раз дипломы получили: Аяз Гамбарли (Азербайджан) — за произведение «Эхолалия» для большого симфонического оркестра, Иван Александров (Санкт-Петербург) — за «Зимние сцены» для большого симфонического оркестра, и Роман Цыпышев (Екатеринбург) — за «Знамение» для симфонического оркестра, солистов и фонограммы.
А вот и тройка лауреатов. Третье место присуждено Алине Подзоровой из Москвы («Антиномия» для большого симфонического оркестра), второе место завоевал Евгений Бирман из США (Концерт для скрипки с симфоническим оркестром).
Обладателем звания лауреата первой степени по единогласному решению жюри, которое совпало и с мнением слушателей (приз зрительских симпатий), стала Нина Синякова (США) за Концерт для двух скрипок с симфоническим оркестром.
Нина Синякова родилась в Белоруссии, в Санкт-Петер-бургской консерватории училась у выдающегося композитора Бориса Тищенко. Затем закончила Высшую школу музыки города Кёльна (Германия) по классу композиции Кшиштофа Мейера, который утверждал, что Нина Синякова — «один из самых интересных композиторов молодого поколения».
Ольга Петрова прокомментировала результаты конкурса:
«Я считаю, что уровень конкурса вполне достойный. Конечно, мы всегда ждем какого-то невероятного прорыва. Но прорыв —
это крайне редкое явление. Тем не менее результаты мне показались очень убедительными. Я радуюсь, что получивший высокую оценку жюри Концерт для двух скрипок Нины Синяковой Александр Радвилович предложил включить в программу Международного фестиваля новой музыки “Звуковые пути”. Очень важно, что произведение — лауреат нашего конкурса уже начнет свою жизнь на концертной эстраде».
Я попросила А. А. Кнайфеля оценить достоинства этого произведения и поделиться впечатлениями от работ других лауреатов.
«Концерт для двух скрипок — очень профессионально сделанное в плане оркестровой фактуры сочинение, – сказал Александр Аронович. — И я думаю, что именно это вызвало чисто исполнительский драйв. Было видно, что исполнителям интересно играть эту музыку (исполнители — Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под управлением Александра Титова, солисты — лауреаты международных конкурсов Александра Коробкина, Александр Данилевский).
Наконец, это очень одухотворенное сочинение. К концу произведения слышно, что оно касается каких-то заповедных моментов, в нем очевиден внутренний резонанс.
Были и другие хорошие сочинения, например “Антиномия” для симфонического оркестра Алины Подзоровой. Оно началось и сразу словно развернуло нас в сторону света. К сожалению, мне кажется, оно было немного исполнительски “не дотянуто”, так как шло последним в очень большой и сложной программе финального концерта. Но в этом сочинении есть очень красивый замах — грандиозная сарабанда века.
В даже несколько внешне рыхлой “Эхолалии” Аяза Гамбарли есть очень драгоценное качество, о котором я часто говорю “прослушанность”. Ощущается, что композитору небезразличны все детали текста. И не беда, что они не дотянулись до лидера. Это — конкурс!»
Впечатления от конкурсного концерта стали поводом для разговора о современной музыке за пределами обсуждаемого события. Мне показалась, что для образного строя всех сочинений характерны некоторая общая психологическая надломленность и однообразие эмоциональной палитры.
«Наверное, это отражение какой-то общей тенденции, — сказала О. А. Петрова. — Когда появляется личность, которая являет нам какое-то совершенно новое, отличное от других видение, чувствование — это из области того “прорыва”, которого мы ждем».
Очень интересно развил эту тему А. А. Кнайфель: «Мы говорили с одним из наших замечательных дирижеров о том, почему в современных сочинениях все так медленно? Речь не о темпе в прямом значении этого слова. Я говорю о темпе как некой устремленности, в которой музыка живет и раскрывается во всей полноте. Действительно, нет подвижных светоносных темпов. К сожалению, это диагноз современной музыки. Музыка Моцарта, Россини, Глинки рождала полет светоносный, свидетельствующий о ликовании. А ликование —
всегда область мощных духовных свершений. Когда его нет, значит, к сожалению, нет точки отсчета и нет планки, к которой надо стремиться… Речь идет о полете на световом луче, который молодые должны “оседлать” и мчаться наперегонки!»
Светоносность воскресла в зале, когда зазвучали давние, но не увядающие в своей духовной силе партитуры Андрея Павловича Петрова (сюита из балета «Сотворение мира», музыка из кинофильмов). Казалось, стало легче дышать, и возникло прекрасное чувство, что есть жизнь, есть искусство, есть улыбка! Когда я сказала о портрете Андрея Павловича Петрова на сцене Большого зала, Александр Аронович признался, что это его идея, чтобы портрет присутствовал на концертах конкурса. «Глядя на него, я очень радуюсь, так как все происходящее под его лучистым взглядом свидетельствует о том, что времени не существует и возраста не существует и все с нами, независимо от физического присутствия рядом».
Елена ИСТРАТОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~vzbrl