Колоратуры против вируса

Фото: Юлия Чопорова

Фото: Юлия Чопорова

17 Сентября 2020

Колоратуры против вируса

Из-за затянувшейся самоизоляции open air фестиваль «Опера — всем — 2020» можно в самом прямом смысле назвать глотком свежего воздуха. И если коронавирусная инфекция проведению массовых мероприятий не способствовала, то августовская погода (традиционно проходящий в июле оперный смотр пришлось сдвинуть почти на месяц) оказалась более чем благосклонна. Дождь каким-то чудом обходил Северную столицу все четыре фестивальных дня, чего, если мне не изменяет память, в прошлые годы не случалось никогда или почти никогда. 

IX фестиваль запомнится не только непривычным временем проведения, но и ограниченным (согласно новым санитарно-эпидемиологическим нормам) числом зрителей, лицезревших спектакли офлайн. Основным форматом для любителей оперы стали онлайн-трансляции. 
Художественная концепция фестиваля осталась прежней. В первую очередь это касается незыблемого правила: опера может попасть в фестивальную афишу всего один раз. В этом году выбор пал на «Бориса Годунова» Мусоргского, «Русалку» Даргомыжского, «Капулети и Монтекки» Беллини и «Волшебную флейту» Моцарта. Тремя операми из четырех (кроме «Русалки») дирижировал маэстро Фабио Мастранджело. Неизменным художником-постановщиком проекта остается Юлия Гольцова. 
Соборная площадь Петропавловской крепости в качестве сценической площадки ожидаемо досталась «Борису Годунову». Хотя стоило ли присоединять к первой камерной авторской редакции фрагменты «большой оперы» — монументального «Бориса», более уместного в уличном формате? Вопрос остался открытым, по крайней мере, для автора этих строк. Режиссер-постановщик Вадим Милков-Товстоногов сделал спектакль по большей части иллюстративный. Казалось, главной задачей артистов было вовремя выйти, вступить, попасть в нужные ноты и… все. 
Тем приятнее было увидеть солиста Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Дениса Беганского в роли Варлаама. Подвижный бас-баритон и комедийный дар помогли ему создать яркий образ беглого монаха. Под стать разухабистому Варлааму была и красавица-шинкарка в исполнении меццо-сопрано Анастасии Некрасовой. В результате сцена в корчме (Мисаил — Савелий Андреев) стала одной из самых эффектных в спектакле. А вот сцена Марины Мнишек (Елизавета Михайлова) и Самозванца (Артём Мелихов) у фонтана из второй редакции оперы не получилась столь впечатляющей, несмотря… на наличие фонтана. Не убедителен был и Борис Вадима Янковского, голосовые данные которого не вполне подошли к титульной партии. Но, конечно, невероятная красота архитектуры и ночного неба (показ оперы начался в 20.30), дополняющая книжно-летописные декорации, как и вплетающиеся в звуки оркестра «Северная симфония» тревожные крики одиноких чаек, завораживали. 
Про Елагиноостровский дворец можно сказать, что для «Оперы — всем» он стал своего рода культовым местом: у его стен реализуются самые мистические и мрачно-романтические режиссерские концепции. В прошлом году это была блестящая «Майская ночь» Римского-Корсакова в постановке Ольги Маликовой, вынужденно прерванная (тоже мистика?!) из-за непрекращающегося ливня, но даже в урезанном виде оставившая сильнейшее впечатление. А на VI фестивале — «Вольный стрелок» Вебера в оригинальном прочтении Дмитрия Отяковского.
Нынешним летом здесь воцарились беззаконная любовь, поруганная честь и подтвердилась зыбкость материального мира. «Русалка» Даргомыжского — опера со сложной сценической судьбой, нечастая гостья на театральных подмостках, что странно, так как ее сюжет открывает перед постановщиком безграничные возможности по части визуального воплощения и психоаналитических интерпретаций. Чем в полной мере и воспользовался дебютант на оперной ниве Илья Архипов, до мелочей продумавший каждую мизансцену, наводнивший, совместно с хореографом Ириной Ляховской, подмостки колоритными персонажами в массовых сценах и привнесший множество бытовых деталей, отражающих внутреннее состояние главных героев. 
Помимо Архипова, на фестивале удачно дебютировали Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр и дирижер Владимир Ланде, глубоко прочувствовавший замысел композитора, отчего музыка звучала необычайно выразительно и эмоционально насыщенно. Кажется, именно живописность, драматизм музыкального языка увлекли и режиссера, что способствовало успеху постановки. В спектакле все вытекает из партитуры, в которой Даргомыжскому удалось передать глубину переживаний Наташи, Князя, Мельника, Княгини. 
Обладательница сочного, тембрально богатого лирико-драматического сопрано Екатерина Санникова показала Наташу сильной, цельной натурой. Самоубийство для нее — не безвольный жест отчаяния, а протест, нежелание мириться с обстоятельствами. Потому и путь ей — не в простые русалки, а в царицы; ни холод днепровских вод, ни череда минувших лет не остудили в ее душе страстей, лишь превратили любовь и нежность в злую мстительность. 
В роли Князя появился Роман Арндт — певец, одинаково убедительный в самых различных музыкальных образах. Если Наташа Санниковой — стихия, то Князь Арндта — натянутая струна. Движение, взгляд, жест — во всем угадывалось напряжение, страдание, неумение найти правильный выход. Но чудесной красоты тенор звучал полнокровно, свежо, и только в интонациях проступала тревога. Открытием фестиваля для широкой аудитории стали солисты «Мюзик-холла»: харизматичный бас Вячеслав Дусенко (Мельник) и обладательница крупного низкого меццо-сопрано Екатерина Моисеева (Княгиня). 
Отважный эксперимент с редкой для России оперой «Капулети и Монтекки» провел на площади Растрелли перед Смольным собором Дмитрий Отяковский. Постановка Отяковского — это буря, натиск, графика, граффити и вечная история, перелицованная на современный лад. Противостояние гвельфов (Капулети) и гибеллинов (Монтекки) — либретто Феличе Романи имеет отдаленное отношение к трагедии Шекспира — трансформируется во вражду между мафиозными кланами. Массовка и взаимоотношения в ней, как и прочий антураж — клише из бандитских сериалов; и это, как ни покажется удивительным, отлично работает: вражда, губящая влюбленных, становится рельефнее, безжалостнее, грубее. Пластическое (балетмейстер — Сергей Нарышев) и визуальное решения не вступают в противоречие с сочинением Беллини, но позволяют расширить границы восприятия мира. У лилейной Джульетты с прозрачными колоратурами выбора два: или перестать быть собой, растворившись в черно-пиджачном окружении, или… собственно то, что с ней и случилось в финале. Сопрано Валерия Бушуева с партией справилась достойно, хотя сильный ветер и плохо прилаженный к навесу над сценой полиэтилен всячески ей в этом мешали. Лирический образ Ромео, полный мелодических красот, создала Регина Рустамова (превосходное меццо-сопрано). Хороши — 
вокально и сценически — были басы Артём Борисенко (Капеллио) и Яков Стрижак (Лоренцо). «Капулети и Монтекки» в трактовке Отяковского хотелось бы увидеть в полной версии в закрытом театральном пространстве.
«Волшебная флейта» на парадном плацу Екатерининского дворца в постановке Виктора Высоцкого — предельно отважна. Не из-за места проведения, из-за самой оперы. Слишком она многомерна и многозначна. Но если цель фестиваля нести классику в массы, то почему бы и нет? Чтобы происходящее было понятно, в спектакле появился Рассказчик (Николай Смирнов), общавшийся с публикой в своеобразной манере свадебного тамады. С Моцартом он явно диссонировал. Но артисты потрудились на славу. Блистательные выходы солистки Мариинского театра Ларисы Юдиной в партии Царицы Ночи были технически совершенны и энергичны: в ее темных глазах словно тлел зловещий огонек. Очаровательная Анна Викулина (сопрано) стала идеальной и желанной Папагеной для Папагено Тигрия Бажакина (баритон), героически поборовшего козни звукоусилительной аппаратуры и покорившего всех невероятным сценическим обаянием. Прекрасный комический актер Леонтий Сальенский (тенор) «зажигал» в партии Моностатоса. На своих местах были сопрано Ольга Черемных (Памина), тенор Борис Степанов (Тамино) и бас Александр Безруков (Зарастро). 
Назло всем вирусным агентам «Опера — всем» состоялась! 
Светлана РУХЛЯ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 8 (180), сентябрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~59Ig9