«Когда продлишь в потомках жизнь свою…»

31 Марта 2022

«Когда продлишь в потомках жизнь свою…»

Этой строкой из сонета У. Шекспира был назван концерт-посвящение Сергею Шапошникову, прошедший 13 марта в зале Академической капеллы Санкт-Петербурга.

Сергей Николаевич Шапошников (1911–1973) — выдающийся певец и педагог, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. Можно и должно констатировать, что буквально все статьи и воспоминания о нем начинаются словом «уникальный».
И, действительно, это был выдающийся артист, владевший огромным репертуаром и восхищавший своим искусством. Вокалист, обладавший редким чувством стиля, голосом неповторимого тембра. Музыкант, чье дарование привлекало к нему таких дирижеров, как Е. Мравинский, Б. Хайкин, К. Элиасберг, Э. Грикуров. Великий педагог, которого просто боготворили студенты.
Как отрадно было видеть на концерте-посвящении до отказа заполненный зал Капеллы! Сколько хорошо знакомых и совсем не знакомых лиц среди публики, пришедшей отдать дань столь значимой фигуре в музыкальном искусстве. И очень приятно было встретиться с директором Капеллы Ольгой Хомовой — внучкой прославленного певца.
В фойе располагалась галерея фотопортретов С. Н. Шапошникова в разных ролях и сценах из спектаклей. Множество баритоновых партий было спето им на сцене МАЛЕГОТа (Ленинградского Малого театра оперы и балета, ныне Михайловского), в котором он служил без малого 40 лет. А поскольку МАЛЕГОТ часто называли лабораторией советской оперы, то мы видели здесь Шапошникова не только в ролях Онегина, Фигаро, Жермона, Роберта, но и князя Андрея из «Войны и мира» С. Прокофьева, Кола Брюньона из одноименной оперы Д. Кабалевского, Листницкого из «Тихого Дона» И. Дзержинского, Олега Кошевого из «Молодой гвардии» Ю. Мейтуса. И каковы же были мои удивление и радость увидеть фотографию артиста в роли Извекова в опере «Кирилл Извеков» моего отца, композитора Александра Чернова.
Уверена, что галерея портретов артиста никого не оставила равнодушным и «настроила» душу каждого гостя на предвкушение музыкальной части вечера. Звучали сцены из «Евгения Онегина», «Войны и мира» и «Кола Брюньона». Камерная лирика была представлена романсами Бородина, Даргомыжского, Чайковского и Рахманинова. И как бы памятуя о педагогическом даре Шапошникова, на сцену выходила молодежь, которая не знала самого певца, но являла собой тех самых потомков, продлевающих память об артисте. Мы услышали солистов Михайловского театра Михаила Гаврилова и Анну Буслидзе, ассистента-стажера Академии Хорового Искусства им. В. С. Попова Александру Соколову, солиста Большого театра Алексея Кулагина. За роялем весь вечер был концертмейстер музыкального театра «Зазеркалье» Егор Прокопьев — чуткий ансамблист, соратник каждого вокалиста.
Музыкальные номера концерта дополнялись текстами. Это были и биографические зарисовки, и воспоминания лично знавших Сергея Николаевича, и его размышления о творчестве, и слова напутствия молодым.
В исполнении народного артиста России Николая Бурова эти тексты создавали особую атмосферу единения сцены и зала, столь необходимую подлинному вечеру-посвящению.
И, наконец, на сцену вышел Сергей Лейферкус! Нет нужды перечислять все регалии артиста и восхвалять его: на сцену вышел Мастер. Он исполнил несколько романсов в память о своем учителе. Ведь именно в камерном классе Ленинградской консерватории учился Лейферкус у Шапошникова.
А каково было «Письмо к Станиславскому» Рахманинова! Письмо, написанное Рахманиновым в 1908 году из Дрездена по случаю 10-летнего юбилея Московского художественного театра и положенное им на музыку, произвело тогда настоящий фурор. И сейчас это письмо, пропетое С. Лейферкусом, стало, на мой взгляд, удивительной кульминацией всего действа, забыть которую невозможно.
Как невозможно забыть голос самого С. Шапошникова, восхититься которым мы могли благодаря включенным в программу архивным записям.
Из письма Сергея Лемешева к Шапошникову:
«Друг мой, дорогой Сереженька! <…> Я иногда слушаю тебя по радио. И всегда радуюсь, что все твои высокие намерения, твой академизм и благородство исполнения никогда тебе не изменяют».
Татьяна ЧЕРНОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 4 (187), март 2022 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~0ZlWu


Газета &laquo;Санкт-Петербургский вестник высшей школы&raquo;

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 09.11.2021 18:40:00 по 30.05.2022 19:40:00 «Русский авангард: механика, конструкция, быт»
С 11.11.2021 11:00:00 по 01.06.2022 12:00:00 «Ф. М. Достоевский – узник Петропавловской крепости»
С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента»
С 23.12.2021 11:50:00 по 22.06.2022 12:50:00 «Ленинградское детство. 1920–1980-е»
С 12.02.2022 09:00:00 по 26.05.2022 10:00:00 «Память материала»
С 23.02.2022 16:40:00 по 23.05.2022 17:40:00 "Путь воина"
С 03.03.2022 16:10:00 по 03.07.2022 17:10:00 «Непарадный Ленинград»