Ключ найден: только любовь!

6 Мая 2014

Ключ найден: только любовь!

В Санкт-Петербурге имя и музыка Р. К. Щедрина окружены вниманием и любовью. В Мариинском театре идут два его балета и три оперы, Камерный зал Мариинки-2 назван именем композитора. И вот новая работа петербуржцев: в театре «Санктъ-Петербургъ Опера» 1 и 2 марта состоялась премьера оперы Р. Щедрина «Не только любовь».

Приподнятая атмосфера в вечер второго премьерного спектакля была по-особому волнующей: в зале присутствовала знаменитая чета — Родион Константинович Щедрин и Майя Михайловна Плисецкая. Они прилетели из Мюнхена к самому началу спектакля и вошли в зал под восторженные рукоплескания зрителей в сопровождении режиссера Юрия Александрова.
«Не только любовь» — первая опера Щедрина, написанная по рассказам С. Антонова (либретто В. Катаняна). Она была поставлена в 1961 году сразу в трех оперных театрах — Новосибирском (режиссер Э. Пасынков, дирижер М. Бухбиндер), Пермском (режиссер Ю. Петров, дирижер А. Шморгонер) и в Москве в Большом (дирижер Е. Светланов, режиссер Г. Ансимов, художник А. Тышлер). Как рассказал Щедрин, на премьере в Большом театре в 1961 году один из зрителей в зале кричал гневно: «Я со своим партийным билетом лучше царей пойду смотреть, чем ваших колхозников развратных».
В 1973 году в московском Камерном музыкальном театре Б. Покровский поставил оперу во второй «камерной» редакции, созданной по его просьбе Щедриным. Партию Варвары блистательно спела Т. Синявская. В том же году состоялась премьера оперы в ленинградском Малом театре оперы и балета (режиссер Э. Пасынков, дирижер А. Дмитриев). В 1975 году Пасынков поставил эту оперу и в Берлине.
Музыка оперы, пронизанная лирическими песенными интонациями и ритмами частушек, кадрилей, сразу завоевала высокую оценку профессионалов и любовь слушателей.
В 1972 году за вторую редакцию оперы Щедрину была присуждена Государственная премия. Отдельные номера оперы: Кадриль (в разных аранжировках, особенно знаменита версия для виолончели), Песня и частушки Варвары, Песня Наташи, хоровые сцены разошлись по концертным программам и стали музыкальными хитами. Но, увы, спектакли не задерживались на оперных подмостках. Общим местом стало объяснение неудач постановок слабым либретто неопытного литератора. Но, думается, причина не в этом. Скорее всего, не пришло в те годы время для оперы о любви на «советский» сюжет.
Я хочу вспомнить ленинградскую постановку. С согласия композитора режиссер Эмиль Пасынков сплотил трехактную оперу до одного действия в трех картинах ради динамичного развертывания сюжета, и опера шла в один вечер с балетом «Петрушка» И. Стравинского. В спектакле пели молодые, позже ставшие знаменитыми оперные певцы Е. Гороховская и Н. Григоренко (Варвара), Ю. Марусин (Володя), М. Калиновский (Федот), Т. Новикова (Наташа). Эта сценическая версия была трижды показана в Москве на гастролях театра в июле 1974 года. Вот что писал Дмитрий Дмитриевич Шостакович: «Меня по-настоящему увлекла постановка оперы “Не только любовь” Р. Щедрина. Талантливое, самобытное произведение, повествующее о людях современной колхозной деревни, покоряет свежестью и новизной музыки, интонационной меткостью характеристик. За минувшие двенадцать лет опера не раз ставилась на сценах театров, но успеха не имела. Режиссерам не давался ключ к сценическому воплощению ее тонкой и поэтичной образной основы. Но вот сначала
Б. Покровский в Камерном музыкальном театре, а затем Э. Пасынков в Ленинграде ставят каждый свою редакцию оперы и добиваются удачи. Ленинградский спектакль представляется мне особенно убедительным. В нем доминируют лирика и юмор, столь характерные для музыкального стиля Р. Щедрина».
…Минуло сорок лет, и Юрий Александров отважился вновь вернуть «неудачную» оперу на сцену. Постановка готовилась долго и тщательно. 28 ноября 2013 года во дворце Белосельских-Белозерских в рамках проекта «Великие русские. Музыкальное приношение» театр показал оперу в концертном исполнении. И вот — сценическая премьера! Постановочное трио (режиссер Юрий Александров, дирижер Александр Гойхман, художник Вячеслав Окунев) создало лирическую оперу в двух действиях (первый и второй акты оперы объединены).
Зал был переполнен. В первом ряду бенуара сидели Р. Щедрин и М. Плисецкая, которой опера посвящена. В антракте композитор сказал: «Мы поженились с Майей Михайловной в 1958 году, а опера закончена в 1961 году. Это кусок жизни страны той поры. Люди жили, любили… Женщины были, как и сейчас, так же прекрасны, хотя и умывались простым мылом с терпким запахом, носили ватники и сапоги. Здесь всё полно любви…»
Действие оперы происходит в послевоенной деревне. Главная героиня Варвара Васильевна — председатель колхоза, требовательная, ответственная, справедливая и… очень одинокая женщина с нежной душой — живет в ожидании настоящей большой любви. Таких женщин в России и по сей день немало. Классический оперный любовный треугольник составляют Варвара, молодой парень Володя, вернувшийся из города, и его невеста Наташа. Колоритен образ фронтовика Федота Петровича — основательного мужика, безответно влюбленного в Варвару. В опере нет лихо закрученной интриги. Это опера эмоциональных состояний, а не ситуаций. Не случайно Щедрин назвал своего первенца «колхозным “Евгением Онегиным”», то есть «лирическими сценами». Музыка невероятного оркестрового блеска, ритмической фантазии и мелодической щедрости разлита в песнях, частушках, куплетах, кадрилях. Многое роднит ее с киномузыкой и советской массовой песней; есть в ней и черты так называемой «новой фольклорной волны» в музыке 1960-х годов.
В новой постановке без единой купюры каждая сцена, рисунок каждой роли адекватны музыке, идеально с ней совпадают, ухо и глаз не вступают в противоречие друг с другом. В бесхитростном сюжете из жизни простых людей затронуты вечные волнующие темы — любовь, долг, совесть. Александров вслед за Щедриным показывает «прелесть и красоту простой жизни». Варвара силой характера и страстностью чувств напоминает русских оперных героинь —
Марфу из «Хованщины», Любашу из «Царской невесты», Катерину из «Катерины Измайловой». Но она не стремится к счастью ценой горя соперницы, а способна поступить по совести. Расставаясь с любимым, но не отрекаясь от любви, Варвара достигает духовного очищении и возвышения. Заключительная сцена идет на фоне алого летнего заката и омывающего дождя, которому подставляет лицо и руки героиня, по-лесковски идеальный женский персонаж.
В спектакле прекрасно пели и убедительно играли с сочувствием к своим героям Елена Еремеева (Варвара Васильевна), Сергей Мунтян (Володя), Николай Михальский (Федот Петрович), Елена Тихонова (Наташа), Олеся Гордеева (Девушка с высоким голосом), Наталья Кочубей (Катерина-разведенка). Создали колоритные деревенские образы и составили слаженный ансамбль с главными героями Ю. Власов, Ю. Борщёв,
Д. Закиров, Н. Захаров, И. Скаженик, Д. Уди и артисты хора. Оркестр под руками опытного маэстро А. Гойхмана звучал безупречно и выразительно.
Лирический, камерный характер оперы оттенен лаконичным оформлением, выполненным В.Окуневым с тонким художественным вкусом. Небольшая театральная сцена максимально освобождена для действия, особенно активного в картине народного гулянья и танцев под духовой оркестр. Обстановку воссоздают видеопроекции: серая, бедная послевоенная деревня под хмурым дождливым небом в первой картине; яркие, красочные агитплакаты советских лет, гармонирующие с пестрыми цветастыми нарядами деревенских красавиц, во второй картине; красивый летний вечерний пейзаж в третьей заключительной картине — зазеленевшие деревья, закатное небо… В стремлении режиссера к точному воссозданию костюмов периода «оттепели» не только видна профессиональная точность, но и чувствуется ностальгическая грусть шестидесятников по времени их молодости.
В постановке есть и психологические контрасты, и подкупающее вихревое веселье, но все подается без иронии и сарказма, а с добрым юмором, огромной симпатией и любовью к героям. Источник гармоничного, живого спектакля — демократичная, искренняя музыка Щедрина, идущая от сердца к сердцу. Зал взрывался бурными аплодисментами по завершении каждой музыкальной сцены: будь то «модная» городская песня Володи, трогательная песня Наташи или печальная песня и залихватские частушки Варвары.
Щедрин и Плисецкая остались довольны новой постановкой, а по окончании спектакля сердечно поблагодарили постановщиков и артистов. Огромный букет цветов Щедрин вручил Елене Еремеевой, исполнительнице роли Варвары.
Лариса БЕЛЯКАЕВА-КАЗАНСКАЯ
Источник:  http://www.nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~oP8K5