Клавирабенд в Малом зале

Фото из личного архива пианиста

Фото из личного архива пианиста

4 Марта 2019

Клавирабенд в Малом зале

9 февраля в Малом зале филармонии прошел фортепианный вечер лауреата международных конкурсов Юрия Полосьмакова.

В Петербургской консерватории Юрий учился у народного артиста РФ Павла Григорьевича Егорова, учеников которого всегда отличала яркая индивидуальность. Несмотря на то что учил он всех одинаково, он никогда не подавлял исполнительскую волю ученика, наоборот всячески поощрял индивидуальное прочтение музыкального текста.
Программа вечера состояла из сочинений золотого репертуара фортепианной музыки. В первом отделении прозвучали четыре скерцо Ф. Шопена, которые выстроились в единый законченный цикл. Внезапно прорезывающие тишину врывающиеся аккорды-вспышки в Первом скерцо были начисто лишены внешнего эффекта, но полны внутренней силы и отчаяния.
В знаменитых динамических контрастах Второго скерцо публика не услышала обычного романтического пафоса, никаких излишеств и преувеличений, только человеческие живые интонации. Мощные октавные пассажи Третьего скерцо напомнили выражение Шумана о «пушках, прикрытых цветами»… Вдохновенная музыка Четвертого скерцо, пожалуй, единственного из четырех, где напрочь отсутствуют мятежные, порывистые настроения, завершила первое отделение на жизнеутверждающей ноте.
Говоря в целом об игре Юрия, стоит отметить, что все громкие моменты игрались скорее с внутренним напряжением, чем с динамическим напором. Лирические эпизоды были подернуты легкой дымкой воспоминаний, сожалений о несбывшихся надеждах и устремлениях, о невозможности достижения идеала. Может быть, кто-то привык к более подвижным темпам в медленных разделах, но темпы Юрия были обусловлены стремлением пристально рассмотреть музыкальную материю, показать аудитории все интонационные и гармонические нюансы, напоминая тем самым, что музыка тесно связана с речью: ведь если мы хотим кого-то убедить, то непроизвольно стараемся говорить медленнее.
Во втором отделении звучала музыка Сергея Рахманинова. Исполнитель выбрал двенадцать прелюдий, ровно половину из написанных композитором. Здесь публика услышала совсем другого пианиста. Прежние сдержанность, рафинированность и собранность уступили место эмоциональной открытости и внутренней свободе. Юрий исполнял прелюдии без перерывов, как цикл. И как в любом цикле, здесь сложилась своя внутренняя драматургия. Крайние прелюдии образовали тональную арку: в начале — сумрачные, тревожные, взволнованные образы до-диез минора, в конце — триумфальный, всепоглощающий ре-бемоль мажор. А между этим двумя вехами расположились по «параллельному» принципу (принцип, по которому расположены прелюдии Шопена: мажор — параллельный минор) еще десять пьес. Всё это предстало перед затаившими дыхание слушателями. Завершил программу вечера сыгранный на бис «Ната-вальс» — элегантная миниатюра П. И. Чайковского. Со свойственной Юрию тяге к отделке деталей вальс превратился в трогательную музыкальную историю с трепетной начальной темой, напоминающей музыкальную шкатулку, и сумрачным, безнадежным фа-диез минором в средней части.
Юрий Полосьмаков, совсем молодой музыкант, находится в поиске своего исполнительского стиля, но уже сейчас можно сказать, что этот стиль отличают бережное отношение к авторскому тексту, профессиональный музыкантский интерес к звуковому материалу, стремление выявить и показать публике скрытые на первый взгляд особенности и детали музыкального высказывания. И тогда, казалось бы, простые аккорды и пассажи превращаются в полную эмоционального смысла речь, адресованную сердцу человека.
Алексей ГЛАЗКОВ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~HGmpP