Классика в эпоху технологий

Фото: кадр видеопрезентации

Фото: кадр видеопрезентации

17 Сентября 2020

Классика в эпоху технологий

В конце августа в ТАСС (Санкт-Петербург) состоялась онлайн-конференция, посвященная презентации проекта Digital Orchestra by Golikov. О создании новой оркестровой формации, о том, что уже сделано, и о том, что еще только планируется, рассказал дирижер, основатель Digital Orchestra by Golikov Михаил Голиков. Впечатлениями об участии в проекте поделились: музыкант Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича Павел Соколов (гобой), солистка Симфонического оркестра Мариинского театра Мария Федотова (флейта). На связь из Москвы вышли музыканты Большого театра Алексей Корнильев (труба) и Теймур Усубов (скрипка), а также преподаватель Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Григорий Коротенко (контрабас).

Лучше, чем основатель, о проекте никто не скажет, поэтому цитируем фрагмент видеообращения Михаила Голикова к публике: «Дорогие друзья! Я, Михаил Голиков, создатель, вдохновитель и дирижер Digital Orchestra by Golikov, приветствую вас на новой цифровой площадке безграничного общения. Год 250-летия Бетховена — это событие не только в мире классической музыки, но и человечества в целом. Композитор, который проложил дорогу из классики в романтизм, мне кажется, сегодня звучит так же актуально и остро. Играть его музыку — огромная честь и большая гордость для любого музыканта в мире. Сегодня мы приготовили самые яркие сочинения этого композитора, его девять симфоний. Мы пригласили ведущих музыкантов, солистов и артистов России — Большого и Мариинского театров, Заслуженного коллектива России и Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, Российского национального оркестра и Национального филармонического оркестра России, Государственной академической симфонической капеллы России. Музыканты отдавались все эти дни нашему общему делу, чтобы подарить вам лучшие моменты встречи с великой музыкой. Для того, чтобы вы немножечко по-новому, а может быть, совсем по-новому открыли для себя эти симфонии. Мы очень рады, что это первый премьерный проект Digital Orchestra, и сегодня здесь, в сердце культурной столицы, в Петропавловской крепости, мы открываем этот проект Первой симфонией. До новых скорых встреч!»
Первым проектом Digital Orchestra стала работа над музыкой Людвига ван Бетховена. В год 250-летия композитора случилась пандемия, которая развела всех по домам, заставила соблюдать дистанцию и испытывать общемировое переживание, связанное с коронавирусной инфекцией. По словам музыкантов, погружение в сочинения композитора помогло им пережить это непростое время, побороть страхи, почувствовать и передать слушателям ту силу духа, которую во всех своих произведениях оставил человечеству в наследие Бетховен.
Оценить проект можно будет, послушав записи, в создании которых приняли участие одни из лучших музыкантов России. Основная цель создания Digital Orchestra by Golikov — 
организация платформы для постоянного общения музыкантов и публики, музыкантов из разных концов мира, которые хотят сделать вместе что-то новое, предложить новую концепцию известного сочинения или сыграть недавно написанную музыку и познакомить с ней слушателей. Одной из важнейших задач проекта является общение с аудиторией. По мнению Михаила Голикова, классическая музыка не должна чувствовать себя конкурентом популярной, эстрадной музыки или музыки кино. Но расширения аудитории, привлечения новых слушателей — 
этого она требует всегда. Он напомнил, что когда-то некоторые из тех симфоний, которые музыканты сыграли, были не приняты слушателями, премьеры подчас были провальными. «Мы хотим, чтобы те шедевры классической музыки, которые мы исполняем и будем исполнять в будущем, завоевывали новую аудиторию и позволяли ей почувствовать актуальность тех задач, которые ставили композиторы несколько столетий назад».
Еще одной важной особенностью проекта стало едва ли не историческое объединение музыкантов Санкт-Петербурга и Москвы. Еще будучи студентами, музыканты слышали слова педагогов о различиях двух исполнительских школ. Но в реальности музыкант — это всегда яркая самостоятельная личность. По словам Михаила Голикова, никакой город или страна «не могут сублимировать» его творческую энергию. Основатель проекта признался, что собрать ярких музыкантов из разных городов было смелой идеей. И, как показала практика, удачной: музыкантам всегда требовалась всего одна репетиция, а на следующий день начиналась запись. Профессиональное чутье, любовь к музыке Бетховена и желание сказать что-то интересное позволили достичь сыгранности за такой короткий срок и создать ансамбль.
Премьерные показы проекта прошли в августе на немецкой интернет-платформе в рамках фестиваля, посвященного юбилею композитора.
В сентябре на отечественном сайте с пе-риодичностью раз в неделю выйдут симфонии, записанные Digital Orchestra by Golikov в июле в Санкт-Петербурге.
Особого внимания заслуживают локации, в которых снимались музыканты. За 40 дней было снято и записано девять симфоний. Проект с момента зарождения идеи был направлен на виртуальную аудиторию, поэтому на энергетику зала рассчитывать было невозможно. Тогда появилась иная идея: выбрать такие локации, которые смогут тоже «звучать» в этой музыке и передавать одну из важных для основателя проекта идей этого цикла, а именно связь истории, традиций, классицизма и современности в условиях активно развивающегося города. Участники проекта и публика вновь рассуждают о том, насколько актуальна классическая музыка в технологическую эпоху. Первая симфония была записана в одном из самых старых зданий Петербурга — в домике коменданта в Петропавловской крепости, который является прекрасным образцом соединения классической и современной архитектуры. Другие симфонии звучат в архитектурном пространстве Витебского вокзала, в протестантской церкви Анненкирхе, Музее стрит-арта, бывшем цехе завода пластиков и полимеров, в лофт-пространстве «Пальма» (роскошном особняке), в старинном депо Музея городского электрического транспорта Санкт-Петербурга. Девятая симфония была записана в Греческом зале Российского Этнографического музея, а хор посредством телемоста прозвучит из Германии. В этом тоже реализуется идея Digital Orchestra by Golikov о стирании границ между музыкантами и расширении музыкального кругозора публики.
Вспоминая работу над проектом, музыканты задумались о будущем и предложили записать все симфонии П. И. Чайковского. Как отметил Михаил Голиков, «оркестр — это уникальное изобретение человечества, поскольку соединение биоритмов, энергии и талантов воедино так мультиплицирует музыкальную мысль, которую композитор до нас донес, что могут рождаться действительно шедевры». 
Благодаря Digital Orchestra by Golikov мы вновь сможем погрузиться в неповторимую атмосферу современного Петербурга и мир музыки Бетховена. И нельзя точно сказать, что является главным действующим лицом — музыка или пространство. Потому что главное богатство сегодня — это человеческое общение. 
Ксения ХУДИК
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 8 (180), сентябрь 2020 г
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~WU7Ow