Художник Федотов

5 Ноября 2015

Художник Федотов

22 октября в Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка произведений одного из выдающихся мастеров отечественной живописи XIX века, автора прославленных жанровых картин и портретов, гениального рисовальщика Павла Андреевича Федотова. Экспозиция, посвященная 200-летию со дня рождения художника, призвана показать разностороннее и многогранное творчество мастера. На ней представлено практически всё живописное наследие автора — 40 работ и 100 графических произведений из собрания Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Ивановского областного художественного музея и частной коллекции.

Ему было уже двадцать пять, когда он пришел к великому Карлу Брюллову и тот сказал: «Поздно начинать». А всего через восемь лет тот же Брюллов скажет о его работах: «Вы смотрите на натуру своими глазами». Федотов бродил по улицам города, зарисовывал людей, сцены из жизни и так много видел, что друзья говорили, будто «во лбу у него лишних два глаза и что лишняя голова сидит у него на плечах».
Среди произведений Павла Федотова, которые хранит Русский музей, значительное место занимают рисунки и акварели. Они дошли до сегодняшних дней благодаря его современникам, понимавшим и ценившим творчество Федотова-графика. Одним из них был Андрей Сомов — художественный критик, историк искусства, хранитель Эрмитажа, отец знаменитого художника Константина Сомова. Графические произведения из подаренной им Русскому музею коллекции можно увидеть на нынешней выставке.
Рисунки и акварели художника со сценами из полковой жизни занимали достойное место в императорских и великокняжеских собраниях. Так, например, в собственной коллекции Михаила Павловича — владельца Михайловского дворца (ныне главное здание Русского музея) — хранились исполненные акварелью жанровые сцены из жизни военных. Десять лет жизни самого художника было отдано военной службе. Федотов не получил систематического художественного образования, однако его творческая одаренность проявилась еще в ученические времена: он зарисовывал своих сослуживцев, создавая шаржи и портреты, сцены из полевых учений. А в 1844 году с благословения императора, назначившего ему пенсион, Федотов оставил военную службу, чтобы профессионально заниматься живописью. Он учился в батальном классе Академии художеств у профессора
А. Зауервейда.
Долгое время рисунок, акварель и особенно сепия были основной техникой Федотова.
В ранних графических сериях, выполненных сепией, Федотов продолжил традицию У. Хогарта, используя также некоторые приемы живописи «малых голландцев», произведения которых он копировал в Эрмитаже, насыщая ткань своих произведений «говорящими» деталями.
Профессиональная карьера живописца Федотова была очень короткой (всего восемь лет), но результативной и яркой. Его картины «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора» принесли ему академическое признание. Оглушительный успех имели картины Федотова «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора» на выставке в Академии художеств в 1849 году.
Однако последние годы жизни художник провел в постоянном безденежье и болезни. Тяжелая депрессия не позволяла ему плодотворно работать. Между тем его рисунки — наброски к картине «Игроки», портретные работы — свидетельствуют о напряженной творческой жизни художника. В его поздних работах — «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — всё чаще звучала тема человека, не имеющего сил и средств противостоять обстоятельствам жизни, прозябающего в тревожной, безысходной атмосфере. В них чувствуются отчаяние, страх перед жизнью, предвечный ужас.
Одновременно с многослойными по смысловому составу сюжетными картинами художник создавал также кристально ясные, предметно и пространственно богатые портретные образы. Отдельного внимания заслуживают детские портреты, написанные Федотовым около 1850 года. В них ирония уступила место светлому созерцательному лиризму. Живописные сочинения Федотова на темы детства заметно отличаются от всего, что было создано в этом направлении до него, и, по существу, не знают аналогий в искусстве последующих периодов.
На выставке представлен и единственный известный пейзаж в творческом наследии художника — «Зимний день. 20 линия Васильевского острова». На картине изображен вид из окна дома на 21 линии, где с осени 1849 года художник снимал квартиру. Драматическая насыщенность ландшафтной миниатюры сопоставима с наиболее поздними произведениями автора, в которых звучит тема безысходности.
Юбилейная выставка, посвященная Павлу Андреевичу Федотову, в Русском музее — это дань памяти выдающемуся художнику и человеку трагической судьбы.
Римма МАМИНА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~ZEZgT