Карлу Черни - учителю музыки

2 Февраля 2021

Карлу Черни - учителю музыки

Я всегда ценил в Черни
не только замечательного педагога,
но и подлинного музыканта.
Игорь Стравинский

В феврале исполняется 230 лет со дня рождения Карла Черни (1791–1857) —
выдающегося педагога, пианиста, композитора. Он родился в Вене, в семье чешского музыканта Венцеля (Вацлава) Черни, давшего ему первые уроки. Кстати, германизированное имя Карла Черни по-чешски звучало бы Карел Черны.
Девятилетний Карл уже концертирует в Вене. Тогда же начинает учиться игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена (с 1800 по 1803 гг.). В рекомендательном письме, данном им Черни в 1805 го-
ду, Бетховен утверждает, что его ученик «для своего четырнадцатилетнего возраста достиг в игре на фортепиано совершенно исключительных, превосходящих ожидания успехов». Черни не упускает возможности брать уроки у других известных виртуозов своего времени — Иоганна Непомука Гуммеля и Муцио Клементи.
До 1815 года Карл Черни ведет концертную деятельность, Бетховен доверяет ему исполнение своего Третьего фортепианного концерта. Однако карьеру виртуоза Черни решительно прервал, сосредоточившись на педагогике и композиции. Домосед, он практически не покидал Вену, лишь трижды за все годы выехав в Лейпциг, Париж и Лондон.
Черни пользовался репутацией лучшего преподавателя игры на фортепиано. Среди его учеников крупнейшие музыканты ХIХ века — Ференц Лист, Сигизмунд Тальберг, Теодор Лешетицкий… Последний в возрасте девяти лет впервые выступил во Львове, исполняя Концертино Черни с оркестром под управлением Франца Моцарта, сына Вольфганга Амадея, — впечатляющая эстафета, не правда ли! В 1862 году Антон Рубинштейн пригласил Теодора Лешетицкого стать профессором фортепиано в только что открывшейся Петербургской консерватории. Таким образом, истоки и прославленной русской фортепианной школы восходят к Черни.
Карл Черни — автор более трехсот духовных сочинений (реквиемов, градуалов, месс), камерных ансамблей, пьес для фортепиано (в том числе для четырех- и восьмиручного исполнения на двух роялях), редакций известных произведений (среди них «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха). Но славу ему принесли знаменитые «Этюды Черни» — ставшее нарицательным общее название свыше тысячи инструктивных педагогических пьес («Искусство беглости пальцев», «Школа беглости», «Школа левой руки», «Этюды для начинающих», «Юный пианист»…).
Каждый из нас, кто хоть немного учился музыке, не миновал этюдов Черни. И хотя повзрослевшие музыканты любят рассказывать, что в детстве вместо Черни на пюпитр рояля ставили Жюля Верна или Конан Дойля и «гремели» наизусть для родительских ушей эту «черниобразную» музыку, а всё же — не уйти от осознания ее важности в воспитании профессионала, да и любителя тоже. Мы все ученики Карла Черни!
Осип Борисов-Данилин
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 2 (185), февраль 2021 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~URWGT