Камерный вечер

28 Декабря 2018

Камерный вечер

В Дубовом зале петербургского Дома композиторов в рамках юбилейных вечеров звучала музыка Валерия Пигузова, которому 26 декабря исполнилось 70 лет. Широкой публике он более известен как театральный композитор. Потому этот скромный очерк начинается с краткой энциклопедической справки.

Валерий Геннадьевич Пигузов родился в с. Бурундуки Будённовского р-на Татарской АССР. Детство провел в небольшом городе Тетюши на Волге. С семилетнего возраста начал заниматься музыкой и одновременно сочинять.
Композицию изучал у профессоров Альберта Семёновича Лемана, Вадима Николаевича Салманова, Бориса Ивановича Тищенко. В 1978 году окончил Ленинградскую консерваторию. С 1980 года — член Союза композиторов.
Две оперы, написанные В. Г. Пигузовым, получили широкий резонанс. Первая — «Портрет», по одноимённой повести Н. В. Гоголя (либретто Юрия Александрова), была поставлена в Чебоксарском музыкальном театре в 1989 году (режиссер Ю. Александров). Второй оперой — «Верую», по одноименному рассказу Василия Шукшина и стихам Сергея Есенина (либретто Ю. Димитрина) — в постановке режиссера Юрия Александрова в 1987 году открылся Ленинградский камерный театр (ныне — «Санкт-Петербургъ Опера»). В 1988 году эта опера также была поставлена в Москве: Борисом Покровским в Камерном музыкальном театре и Георгием Ансимовым в студии ГИТИСа.
Самые заметные театральные постановки, музыку к которым написал Валерий Пигузов, — «Записки Аксентия Ивановича Поприщина», постановка которой признана критикой Санкт-Петербурга лучшим спектаклем сезона 1990/1991 года, она также была отмечена на фестивалях в Будапеште (1991), Гренобле (1991), Авиньоне (1993) и Швейцарии (1994); спектакль «Старосветские помещики» (Санкт-Петербургский ТЮЗ), лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», отмечен на фестивалях в Авиньоне (1997), Варшаве (1997), Москве (1998); спектакль «Мистерии Юхена Нагеля» отмечен на фестивале «Балтийский дом» (1994); спектакли «Фердинандо», «Посвящается Той Даме» и «Любовь дона Перлимплина» отмечены на фестивалях Nica в Латвии. Валерий Пигузов написал музыку к более чем тридцати пяти спектаклям. Некоторые из них и сейчас идут в российских театрах.
Кроме оперной и театральной музыки в творческом активе композитора две симфонии, хоры на стихи современных поэтов, духовные хоры на тексты псалмов Давида, симфоническая фантазия «Невский проспект», фортепианные пьесы и другие сочинения.
Написанная им в 2009 году «Соната танго» для виолончели и фортепиано, впервые исполненная виолончелистом Дмитрием Янов-Яновским и пианистом Иваном Александровым, и поныне звучит в исполнении разных музыкантов, каждый раз встречая восторженный прием у публики. Вдохновенный романс «Встает предутренний туман» изумительно спела Надежда Казанцева. Кстати, за исполнение этого романса летом 2018-го певица получила специальный приз жюри
X московского международного конкурса «Романтизм. Истоки и горизонты».
Каждый композитор на протяжении всей творческой жизни мечтает найти своего исполнителя — такого, кто бы не просто технически верно воспроизводил интонацию произведения, а чувствовал его музыку. Валерию Пигузову повезло. Один из лучших исполнителей его романсов Александр Кулинкович спел в описываемом концерте «Осеннюю поэму бытия» и «Время» на стихи автора этих строк. У него, как и у Надежды Казанцевой, чудесная дикция, что помогает им превосходно интонировать текст. Александр Кашпурин, пианист с невероятным темпераментом и тонкой душевной организацией, исполняет сонату-воспоминание «Три цвета радости» так, будто, по словам композитора, чувствует то же, что и он сам при написании музыки. Подаренная публике интерпретация (с виолончелисткой Екатериной Травкиной) «Сонаты танго» привела в восторг и публику, и автора. А спустя неделю в особняке
Г. Р. Державина пронзительно прозвучала пьеса «Утешение», написанная тотчас после известия о кончине Б. И. Тищенко и посвященная памяти любимого Учителя.
Правду говорят: «каждому творческому человеку на его вздох нужен хотя бы один ответный». А если еще и публика дышит в унисон твоей музыке, тогда и вовсе распахиваются новые горизонты. И возраст тут, поверьте, не помеха.
Александр КНЯЗЕВ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~5AGkK