Исторические полотна в Русском музее

К.Е. Маковский. Поцелуйный обряд. 1895

К.Е. Маковский. Поцелуйный обряд. 1895

5 Апреля 2019

Исторические полотна в Русском музее

Новая экспозиция исторических полотен открылась в зале № 54 Михайловского дворца. Вместо известной картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета…», отправленной на выставку в Третьяковскую галерею, посетители смогут увидеть картины художников второй половины XIX века на сюжеты истории допетровской Руси. Ранее эти произведения лишь изредка демонстрировались на временных выставках. Ознакомиться с рядом важнейших эпизодов русской истории, изображенных П. Чистяковым, А. Литовченко, А. Новоскольцевым, К. Маковским и В. Верещагиным, можно будет на постоянной экспозиции в часы работы музея.

Павел Чистяков на своей картине «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому» (1861) изобразил, казалось бы, малозначительный эпизод борьбы за великое княжение. Однако именно он положил начало длительному и кровавому периоду междоусобиц и насилия.
Сложная и противоречивая фигура Ивана Грозного всегда привлекала русских художников. На экспозиции можно увидеть картины, запечатлевшие Ивана IV Васильевича в последние годы его правления. На создание полотна «Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву» (1875) Григория Седова вдохновил один из эпизодов постановки московского Малого театра «Василиса Мелентьева» по одноименной драме Александра Островского.
В историческом романе Алексея Толстого «Князь Серебряный», также посвященном эпохе Ивана Грозного, описывается «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова. Согласно традиции, молодая жена Морозова Елена обязана была выйти к гостям — посторонним мужчинам — в праздничном одеянии и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему на подносе чарку вина. Если при этом жена каким-то образом проявляла эмоции, даже если на ее щеках просто появлялся румянец — муж мог заподозрить ее в неверности. Именно эту сцену и можно увидеть на картине «Поцелуйный обряд» (1895) Константина Маковского.
Полотно Василия Верещагина «Осада Троице-Сергиевой лавры» (1891) запечатлело одну из страниц горького периода в истории нашей Родины — Смутного времени. Почти шестнадцать месяцев в 1608–1610 гг. продолжалась осада монастыря войсками Лжедмитрия II.
Несмотря на все усилия захватчиков, монастырь не пал, став воодушевляющим примером стойкости для всей истерзанной распрями страны.
Картина «Торжественное заседание Государственного совета…» вернется на прежнее место к открытию выставки Ильи Репина в Русском музее 3 октября.
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Par74