Исторические личности и оперные персонажи

13 Сентября 2019

Исторические личности и оперные персонажи

Собиновский музыкальный фестиваль, который с 1986 года проводится Саратовским академическим театром оперы и балета, в нынешнем году был тридцать вторым по счету. 

Особенностью фестиваля стало то, что основу его программы составили произведения, так или иначе связанные с реальными историческими личностями. Эта идея возникла у художественного руководителя фестиваля Юрия Кочнева при подготовке концертного исполнения оперы Николая Римского-Корсакова «Царская невеста», главные герои которой — реальные персонажи эпохи Ивана Грозного.
Концерт-открытие фестиваля представил целый пласт редко исполняемых и практически забытых сочинений русских и западных композиторов. Это и увертюра к опере «Дмитрий Донской» — первому оперному сочинению Антона Рубинштейна, в лирических фрагментах которой проскользнули интонации будущего шедевра композитора — оперы «Демон», и симфоническая поэма Александра Глазунова «Стенька Разин», в мелодической канве которой нашлось место вариациям на тему русской народной песни «Эй, ухнем».
Большое впечатление произвела кантата Чайковского «В память столетней годовщины рождения Петра I», написанная композитором в 1872 году. Утраченная рукопись кантаты была восстановлена по оставшимся фрагментам лишь в начале XX века, но в советское время сочинение исполнялось в искаженном виде — с новым текстом и без включенного композитором в его музыкальную ткань гимна «Боже, царя храни». В исполнении кантаты наряду с хором и симфоническим оркестром оперного театра под управлением Юрия Кочнева принял участие Губернский театр хоровой музыки (художественный руководитель Людмила Лицова). Сольную теноровую партию исполнил Иван Подгороднев.
Во втором отделении концерта прозвучали увертюра к опере Россини «Вильгельм Телль», увертюра Шумана «Юлий Цезарь» и увертюра к опере Вагнера «Риенци. Последний трибун Рима».
Исполнение «Царской невесты» Римского-Корсакова стало самым ожидаемым событием нынешнего фестиваля. Оно было приурочено к 175-летию со дня рождения композитора и 120-летию со дня премьеры оперы, которая в Саратове не шла около четырех десятилетий. 
В процессе работы предполагавшееся поначалу концертное исполнение «Царской невесты» трансформировалось в набирающую в последние годы популярность полусценическую — semi-stage — версию. Над ней работали музыкальный руководитель и дирижер Юрий Кочнев, московский режиссер Андрей Сергеев, хормейстеры Анна Вильперт и Михаил Толчин, главный художник театра Сергей Болдырев (оформление сцены) и Ольга Колесникова (костюмы). Главное достоинство фестивальной «Царской невесты» — ее высокий музыкально-сценический уровень. Это относится и к звучанию оркестра, и к исполнению вокальных партий солистами саратовской труппы, и к психологически достоверному существованию артистов в необычных сценических условиях. Хочется особо отметить Ксению Нестеренко — Марфу, Романа Гранича — Грязного, Виктора Григорьева — Собакина, Марину Демидову — Любашу, Ольгу Дё — Дуняшу.
Показанная на фестивале опера Глинки «Жизнь за царя» сегодня редкий гость сценических подмостков. В ее саратовской постановке, осуществленной в 2016 году дирижером Юрием Кочневым, режиссером и художником Андреем Сергеевым и балетмейстером Кириллом Симоновым, театр возвратился, хотя и в собственной сценической версии, к изначальному либретто барона фон Розена, на которое писал музыку Глинка. В фестивальном спектакле успешно выступили гастролеры — солист московской «Новой оперы» Владимир Кудашев — Сусанин и солистка Мариинского театра Виолетта Лукьяненко – Антонида. Обладающая мягким меццо-сопрано Ольга Дё достойно справилась с рассчитанной на низкое контральто партией Вани. Особенно впечатлил апофеоз оперы — сцена на Красной площади в Москве со знаменитым хором «Славься», в исполнении которого наряду с солистами и артистами хора, непосредственно занятыми в спектакле, приняли участие практически все самые именитые солисты оперной труппы театра. 
Еще одна показанная на фестивале классическая опера — «Князь Игорь» Бородина. На премьере спектакль шел с двумя половецкими актами, но, судя по фестивальному показу, театр вернулся к ставшему традиционным варианту без второго половецкого акта. В этом колоритном, решенном в камерном ключе спектакле отсутствуют свойственные многим постановкам «Князя Игоря» помпезность и эпический размах. Авторской хореографии «Половецких плясок» Кирилла Симонова присущи моторность и экспрессивность, хотя в целом она вполне традиционна и не отличается новизной пластики. За дирижерским пультом фестивального «Князя Игоря» Мекбет Тургумбаев сумел добиться выразительного звучания оркестра и его органичного ансамбля с солистами и хором. В спектакле были заняты солисты Мариинского театра Александр Никитин — Игорь и Екатерина Шиманович — Ярославна. В партии Владимира Игоревича запомнился молодой солист саратовской труппы Аббосхон Рахматуллаев. 
Следующее масштабное фестивальное название — «Борис Годунов» было представлено в виде литературно-музыкальной композиции. Историческую драму Александра Пушкина читал артист Театра имени Вахтангова Евгений Князев, музыкальное сопровождение было составлено Юрием Кочневым. В него вошли фрагменты из оперы «Борис Годунов», из «Картинок с выставки», а также «Ночь на Лысой горе» Мусоргского и музыка Прокофьева к задуманной, но так и не осуществленной Мейерхольдом постановке одноименного драматического спектакля, фрагменты из музыки композитора к кинофильму «Александр Невский» и балета «Ромео и Джульетта».
В тематику фестиваля логично вписались идущий уже в течение нескольких десятилетий на сцене Саратовского оперного театра ритм-балет Рыбникова «Юнона и Авось» о герое русской истории графе Резанове и гастрольный спектакль классической труппы столичного балетного коллектива «Москва», показавшего два напоминающих о мифических древнегреческих героях и богах одноактных балета — «Минос» и «Эрос» в постановке современных нидерландских хореографов.
Из двенадцати участников традиционного Конкурса конкурсов вокалистов, являющегося составной частью программы Собиновского фестиваля с 1998 года, четверо представляли Академию молодых оперных певцов Мариинского театра. Двое из них стали фаворитами состязания. Красотой сильного, ровно и свободно звучащего во всем диапазоне сопрано, а также выразительностью исполнения сразу обратила на себя внимание Ольга Маслова, заслуженно получившая первую премию. Лауреатом второй премии стал тенор Кирилл Белов. Продемонстрировавшему достаточно высокую культуру пения молодому певцу, впрочем, недостает проникновенности и душевной широты, присущих русской исполнительской школе.
Валерий ИВАНОВ
Фото предоставлено 
Саратовским оперным театром
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 8 (169), сентябрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~VJD5E