Ирина Петровна Богачёва (1939 – 2019)

3 Октября 2019

Ирина Петровна Богачёва (1939 – 2019)

Перестал звучать неповторимый голос удивительной певицы и человека — доброго, внимательного, благородного и благодарного. Голос Мариинского театра. Голос Ленинграда-Петербурга. Голос Ирины Богачёвой. 

Ее mezzo волновало, увлекало, подчиняло, восхищало! О ее уникальном таланте писали Шостакович, Хачатурян, Хренников, Соловьёв-Седой, Гаврилин, Тищенко, Андрей Петров и многие, многие другие… А на пороге ее карьеры накануне дебюта в Ла Скала вокальный педагог маэстро Дженнаро Барра, партнер Шаляпина, напутствовал ее: «Браво и смелее, потому что в нашем искусстве немного таких, как вы…» И он не ошибся. Дебют Богачёвой в партии цыганки Ульрики в опере «Бал-маскарад» Дж. Верди был поистине триумфальным.
О ее победе на Международном конкурсе в Бразилии мне с восторженным восхищением рассказывал член жюри конкурса, один из корифеев и носителей вокальной культуры Большого театра народный артист СССР Алексей Петрович Иванов. 
И мы, ее слушатели, тоже всегда будем помнить ее чарующий тембр, льющуюся кантилену, ее незабываемое истаивающее mezzo voce, ее Любашу и Марфу, Амнерис и Азучену, Кармен и Эболи, Графиню и Марину Мнишек, Аксинью и Марту-Екатерину… Ее Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Гаврилина, ее Гурилева, Варламова, Булахова… 
Богачёва относится к певицам, художникам, которые сделали себя сами. Тяжелое ленинградское блокадное детство, эвакуация, утрата родителей, ФЗУ, ателье… Но она выстояла, она возродилась к новой жизни, к любви, к искусству. 
Талант певицы раскрылся сразу же в партии Полины в «Пиковой даме» на сцене Кировского театра, с ее дебюта в Ла Скала и на десятилетия продолжился на сцене Мариинского театра в ролях, выдвинувших Богачёву в ряды самых выдающихся певцов страны. 
Ярчайшей страницей ее биографии стала встреча с Шостаковичем, встреча принесшая ей высочайшую радость творчества, а нам, зрителям-слушателям — восхищение гением композитора и первой исполнительницей цикла «Шесть стихотворений Марины Цветаевой». 
Меня всегда покоряли и восхищали редкая отзывчивость Ирины Петровны, ее доброта общительность, естественность, простота и скромность. И неслучайно Богачёва стала Почетным гражданином Ленинграда-Петербурга, олицетворяя его классическую красоту, его «строгий, стройный вид», его поэтику, продолжая традиции великих женщин невской столицы: Комиссаржевской, Ахматовой, Преображенской, Улановой, Берггольц... 
В ее сердце жила любовь к искусству, любовь к людям, любовь к своим ученикам. 
В ней никогда не чувствовалось ни ревности, ни зависти, ни равнодушия. И я всегда с восхищением вспоминаю ее дружбу со своими коллегами — Архиповой, Образцовой, Бородиной, Ковалёвой, Атлантовым, Штоколовым, Соткилавой, Марусиным, великими земляками Аникушиным, Лавровым и другими знаменитыми и простыми ленинградцами-петербуржцами. 
Мне хочется закончить этот очерк памяти замечательной артистки словами Дмитрия Шостаковича из письма к главному режиссеру Кировского театра Роману Тихомирову, словами, которые останутся самым ярким неблекнущим цветком в венке великой певицы: «Прекрасный голос во всех регистрах, огромная выразительность, музыкальная культура — всё это делает И. П. Богачёву одной из самых лучших певиц, которых мне приходилось слышать и с которыми мне посчастливилось разучивать мои сочинения».
Герман ПОПЛАВСКИЙ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 9 (170), октябрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~8PDZn