«Игра престолов. Суд времени»

26 Ноября 2018

«Игра престолов. Суд времени»

Всю деятельность Международного фонда «Дворцы Санкт-Петербурга» и его художественного руководителя з. а. России Марии Сафарьянц отличает просветительская направленность. На мой взгляд — это очень ценное качество всех проектов фонда.

Глубиной и насыщенностью информацией неизменно привлекают концертные программы цикла «Музыка российской государственности», которые с большим успехом проходят в сезоне 2018 года в Колонном зале Президентской библиотеки. Одна из них, проходившая в апреле, называлась «Павел I —
покровитель искусств» и открыла слушателям императора Павла I как музыкально одаренного человека, любителя музыки, находившегося в авангарде европейских музыкальных течений.
Талантливый рассказчик, историк, писатель Александр Мясников напомнил и о том, что супруга императора Мария Фёдоровна была весьма хорошей пианисткой, что преподавателями музыки в императорской семье были Д. Паизиелло и Д. Бортнянский. Историческим фактом является и то, что именно к приезду Павла I в Вену В. А. Моцартом была написана опера «Похищение из сераля», которую давали в присутствии русского императора и его семьи. Сам Моцарт сидел за клавесином и управлял спектаклем.
Мария Сафарьянц и ее команда неистощимы на интересные, увлекающие идеи.
И вот в рамках еще одного проекта фонда —
VIII международного музыкального фестиваля «Петербургские набережные» в связи с Годом музыки России и Австрии, еще один исторический сюжет с участием Моцарта и Павла I стал поводом для необычной постановки оперы «Волшебная флейта». Авторы идеи назвали ее «Игра престолов. Суд времени» (дворцовая версия оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта») и представили в стенах Михайловского замка.
Действительно, «Волшебная флейта» — произведение, наполненное символами и метафорами, ключи к разгадке которых на протяжении трех столетий подбирают философы, музыковеды, литературоведы, культурологи.
В дворцовой постановке в Михайловском замке предполагалось открыть слушателю еще больше загадок, новых смыслов и тайн вокруг этого произведения. Как написано в анонсе, «зритель музыкального спектакля “Игра престолов. Суд времени” сможет побывать “в голове” у гениального австрийского композитора в момент сочинения оперы».
Одним из сюжетов спектакля должно было стать историческое состязание Моцарта и Клементи, судьей в котором создатели сценического действия сделали императора Павла, действительно присутствовавшего на музыкальной «битве». Еще одной «связующей нитью» между композитором и императором является принадлежность Моцарта и Павла I
к масонскому ордену, а опера «Волшебная флейта», как известно, наполнена масонской символикой. То, что было решено сделать декорациями такой постановки стены Михайловского замка, самого таинственного из дворцов Санкт-Петербурга, — несомненно, блестящая идея. Уже в своем архитектурном замысле замок отражает черты мировоззрения Павла I, а история его мистически связана с трагической судьбой императора.
Художественному руководителю фестиваля Марии Сафарьянц всегда удается привлечь к воплощению своих идей прекрасных музыкантов. Вот и на сей раз за пультом стоял известный австрийский дирижер Иоганнес Вильднер, который в разные годы работал с крупнейшими мировыми оркестрами (объединенный Новый филармонический оркестр Вестфалии, Лондонский Королевский симфонический оркестр, Филармонический оркестр Токио, Датский национальный Копенгагенский оркестр, Оркестр BBC и др.). Несмотря на сложные акустические особенности Георгиевского зала, на «разведение» в его пространстве оркестра и хора (хор находился на балконе), Константиновский оркестр и Хор Михайловского театра под управлением маэстро прозвучали слаженно и ярко.
В дворцовой версии оперы приняли участие солистки Мариинского театра — номинант на премию «Золотая маска» Лариса Юдина (Царица ночи), голос которой называют «хрустальным сопрано», и Анастасия Калагина (Памина). Обе солистки — лауреаты крупнейших международных музыкальных конкурсов. Остальные партии исполнили: Даниил Штода (Тамино), Ярослав Петряник (Папагено), Людмила Дудинова (Папагена), Дмитрий Колеушко (Монастатос), Илья Банник (Зорастро). Среди них хотелось бы особенно выделить исполнителя партии Папагено Ярослава Петряника, который создал очень яркий образ одного из обаятельнейших оперных героев Моцарта. Прекрасное вокальное исполнение сочеталось с органичной актерской игрой.
Как всегда, на мероприятиях фонда зрителей встречали и потом участвовали в постановке артисты Театра «Малый Трианон» под руководством Ярославы Бубновой.
Всё бы было хорошо, но сценарий, режиссура Вячеслава Калюжного (Михайловский театр) с массой нелогичных решений и актерская игра на уровне недостаточно отрепетированного любительского спектакля огорчили. Прежде всего тем, что они совершенно не раскрыли самое главное — привлекательную, оригинальную идею организаторов, предполагавшую выявить некие связующие нити между австрийским гением и русским императором. А главное, возникает вопрос, нужно ли было вообще пытаться театрализовать эту идею? Мне думается, что если бы она была изложена увлекательным литературным текстом с интересными историческими фактами в исполнении хорошего актера либо даже музыковеда, обладающего необходимым артистизмом, это было бы достойно великой музыки Моцарта, незаурядной личности русского императора. Достойно высокого исполнительского уровня вокалистов и дирижера, достойно стен уникального Михайловского замка.
Елена ИСТРАТОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~pgOpl