Георгий Фиртич: концерт-дискуссия

6 Мая 2014

Георгий Фиртич: концерт-дискуссия

Еще на консерваторской встрече с композитором Георгием Фиртичем в прошлом мае стало ясно, что с творчеством мастера стоит знакомиться глубже. При поддержке Фонда С. М. Слонимского в Камерном зале Санкт-Петербургской консерватории был организован большой концерт-дискуссия, с успехом прошедший нынешней весной.

Переросшее в концерт собрание студентов-композиторов вдумчиво и умно провел Юрий Акбалькан, студент Сергея Михайловича Слонимского. Он, предварительно осуществив самостоятельное исследование, проследил композиторскую «эстафету поколений». Произведения Фиртича звучали в процессе диалога ведущего с аудиторией и с самим Георгием Ивановичем; в спокойно-рабочей обстановке обсуждались и общечеловеческие, и чисто «цеховые» вопросы.
С наибольшим восторгом была воспринята Соната № 3 «Пестрые знаки» для скрипки и фортепиано памяти выдающегося русского композитора Николая Рославца, исполненная Артуром Зобниным и Иваном Александровым. Лаконичный опус (1990), выстроенный как цепь эффектов, воплощает все основные черты зрелого стиля Г. Фиртича. Интерес вызвала и Соната № 1 для скрипки и фортепиано (1976), ярко сыгранная Александром и Ольгой Данилевскими. Авангардно-речитативный опус полон сосредоточенных размышлений, но в то же время пронизан подлинным лиризмом. Здесь артистам понадобился особый «певучий» звук, по-новому высвечивающий содержание. Удивила Соната № 1 для фортепиано (1960). Бережно донесенная Мирославом Дроботом музыка вернула молодого Фиртича —
студента третьего курса консерватории. Оказывается, композитор уже тогда нашел свой парадоксальный тотально-кластерный язык. Хорошо прослушивался по-щедрински терпкий «русский элемент». Нотки доброго юмора внес просмотр фрагмента известного мультфильма «Доктор Айболит».
Но центральным событием оказались две симфонии Г. Фиртича, показанные в записи. Симфония «Макс Эрнст» (2008) — интересное и спорное сочинение, сочетающее электронную музыку со звучанием живых инструментов. Средоточие разнообразных эффектов раскрыло здесь глубокие и даже страшные коллизии современного мира. Той же глобальностью, но в более оптимистичном варианте было отмечено и прозвучавшее следом одно из последних сочинений композитора — симфония «Параллели» (2013). Плакатно дифференцированные «крайние», даже полярные тембры словно охватили огромное пространство, светлый мир в замедленной рапидной съемке. Возможно, в этом космодействе поздний стиль Георгия Фиртича откристаллизовался как новый симфонический стиль и симфония «Параллели» со временем, как знать, будет признана некоей вехой. Участники концерта-дискуссии, выразив взаимную благодарность, разошлись, довольные друг другом. Прозвучавшее наверняка отзовется…
Наталия БОГАЧЕНКО
Источник:  http://www.nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~ZadIF