Генная память молодых музыкантов![]() Фото: Андрей Юрьев Генная память молодых музыкантовИстория Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра начинается с 1967 года, когда стараниями Н. С. Рабиновича и К. И. Элиасберга был создан Ленинградский камерный оркестр старинной и современной музыки. В генетической памяти сегодняшнего коллектива живут и исполнение в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года Седьмой симфонии Шостаковича тем же Карлом Элиасбергом, и годы яркой работы с дирижерами Эдуардом Серовым и Равилем Мартыновым, унаследовавшими «ген» великого Мравинского, и записанный под руководством дирижера Александра Титова обширный цикл «Музыка военной поры».
Обо всем этом думалось во время концерта, посвященного 77-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Идея концерта, поддержанная артистами оркестра, принадлежит молодому пианисту и композитору Ивану Александрову. Он стал инициатором и одним из главных солистов концерта и произнес вступительное слово о музыке композиторов блокадной поры.
Автор Двадцати четырех прелюдий для фортепиано (1934–1935), шесть из которых были исполнены в концерте, — Борис Гольц — в начале Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт, в 1941–1942 годах работал в творческой группе при Политуправлении Балтийского флота, умер от голода в блокадном Ленинграде.
Композитор Юрий Кочуров во время блокады страдал дистрофией, провел несколько месяцев в госпитале, чудом выжил. «И, несмотря на ужасы блокады, — сказал Иван Александров, — он писал очень светлую музыку».
Историю Израиля Финкельштейна Иван Александров рассказал со слов сына композитора, Эмиля Израилевича: «Когда началась блокада Ленинграда, группу ленинградских композиторов отправили рыть окопы в пригород. Неожиданно начался налет авиации, и все люди, включая группу композиторов, побежали, пытаясь спастись. Израиль Финкельштейн подвернул ногу, он не смог дальше бежать, упал. Его подобрала машина, ехавшая за ним…»
Орест Евлахов, ученик Шостаковича и педагог таких выдающихся композиторов, как С. Баневич, А. Петров, В. Гаврилин, Б. Тищенко, С. Слонимский, И. Шварц и др., в годы блокады не покинул родной город. Его фортепианная сюита «Ленинградский блокнот», прозвучавшая в концерте в исполнении оркестра (инструментовка В. Сапожникова), написана была в 1943 году и посвящена пианисту Александру Каменскому, который все дни блокады вел активную концертную и педагогическую деятельность.
В музыке этих композиторов поражает главное — красота музыкального языка и благородство выражаемых чувств. Музыка вспоминает, печалится, плачет, пытается найти спасение в благозвучии, а если отчаивается, то старомодно сентиментально, по-шопеновски, по-рахманиновски, а не раздирающе болезненно. И осознание того ужаса, с которым диссонировала беззащитная красота этих произведений, потрясает до слез!
Молодые музыканты это ощущают на глубинном уровне. Иван Александров сольно и в ансамбле с Маргаритой Гинц (Ю. Кочуров, Мелодия для скрипки и фортепиано) и В. Вирок-Столетовым (И. Финкельштейн, Ария для виолончели и фортепиано) передавали музыкальные послания из того времени нам, сегодняшним, уколом прямо в сердце.
Сюита для струнного квартета из музыки к кинофильму «Пётр I» Владимира Щербачёва, написанная композитором, тяготевшим к крупным музыкальным полотнам (симфонии «Русская», «Ижорская», опера «Анна Колосова»), — мастерская стилизация, восторженный гимн «блистательному Санкт-Петербургу». Возникали музыкально-архитектурные ассоциации, невольно вспоминалось то, с каким самоотверженным мужеством и любовью во время войны музейные работники Ленинграда сохраняли сокровища дворцов-музеев.
Исполнители (М. Комарова, М. Гинц, Д. Бекеле, Е. Александрова) сыграли сюиту не только с изумительным чувством стиля, но и с пониманием драматической эпохи, в которой создавалась эта музыка (1943 год). Особенно пронзительно прозвучала Павана, подобная светлой эпитафии, достойной плыть голосом памяти над Пискарёвским кладбищем.
Слушая в исполнении оркестра «Ленинградский блокнот» Ореста Евлахова, Музыку для камерного оркестра Георгия Свиридова (1944; 1964), наблюдая за дирижером Игорем Томашевским, его «прохладной» сосредоточенностью, экономностью жестов, не всегда можно было понять, откуда бралась та мощная энергетика, которой дышал оркестр.
Конечно, велика в этом роль концертмейстера оркестра, известного скрипача Чингиза Османова, который, безусловно, является правой рукой дирижера. Но и заразительная открытая эмоциональность пианиста Ивана Александрова была очень ощутима. Дирижер словно аккумулировал энергетические потоки с разных «флангов» оркестра.
Несмотря на то, что коллектив в 2022 году будет отмечать свое 55-летие, возраст руководителя и основного состава оркестрантов позволяет назвать его молодым. Последовательное чередование в афише коллектива оркестровых и камерно-ансамблевых программ говорит о живой работе в коллективе, о тяге молодых музыкантов к самовыражению в качестве солистов.
Академическая сдержанность дирижера и музыкантов не помешала им с огромной захватывающей силой проявить понимание музыки, судеб композиторов другой эпохи, отраженной в них истории страны, города. Это стало особенно очевидно, когда оркестр заиграл Вальс из балета «Дом у дороги» Валерия Гаврилина. Произошло полное эмоциональное единение молодых исполнителей и слушателей в зале (порой весьма почтенного возраста). Наверное, на уровне той самой коллективной генетической памяти, которую музыка, как никакое другое искусство, способна оживить в нас.
Елена ИСТРАТОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 3 (186), март 2021 г.
Источник:
https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~vKFjJ
| ![]() ![]()
С 06.12.2022 10:30:00 по 06.06.2023 11:30:00 «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга»
С 18.01.2023 16:10:00 по 18.06.2023 17:10:00 «Артерии Победы» ![]() |