Гений и его вселенная

Фото предоставлено Научной библиотекой Консерватории

Фото предоставлено Научной библиотекой Консерватории

2 Ноября 2020

Гений и его вселенная

Научная библиотека и Кабинет истории Санкт-Петербургской государственной консерватории продолжили серию изданий «Документы и материалы» выпуском 3-го тома — «Николай Андреевич Римский-Корсаков (18441908)».

Кто и что для нас, петербуржцев, соотечественников и граждан мира, — Николай Андреевич Римский-Корсаков? 
Гардемарин из «Могучей кучки», оперный драматург и сказочник, симфонист-живописец — и он же великий учитель, профессор первой российской Консерватории и глава композиторской школы, дирижер, редактор и критик, общественный деятель, «музыкальная совесть Петербурга», наконец! Возможно ли такое и как все это могло сойтись в одном человеке? Казалось, личности такого размаха появляются раз в столетие, но не в пореформенный период второй половины XIX века — Золотого века русского искусства и музыки: рядом в Петербурге Балакирев и Рубинштейн, а в Москве Чайковский и Танеев. Гении и бескомпромиссные служители раз и навсегда избранной миссии, они и многие другие (предшественники, соратники, ученики) предстают на страницах книги «Летопись моей музыкальной жизни» — предстают людьми, а не парадными портретами, в тонких и сложных связях и в отсвете мудрого взгляда человека, который хочет быть объективным, но так бесподобно субъективен и так честен перед собой и нами, и человек этот — Н. А. Римский-Корсаков!
Но я отсылаю вас не к «Летописи» (ее всегда не устаю рекомендовать для чтения, открывала не раз и с любого места: так умно она устроена!). Отсылаю к недавно вышедшему и сделанному в лучших традициях академических изданий альбому: Санкт-Петербургская консерватория. Документы и материалы. Т. 3: Николай Андреевич Римский-Корсаков (18441908) / Ред.-сост.: Л. А. Миллер, Т. З. Сквирская; автор вступ. ст. и сопровод. текстов Т. З. Сквирская. — Нижний Новгород: Благовест, 2019. 184 с., ил. 
Альбом включает свыше 250 цветных иллюстраций, и это музыкальные рукописи, письма, фотографии, документы, прижизненные издания, мемориальные вещи композитора — 
из фондов Санкт-Петербургской консерватории и других хранилищ (региональных и федеральных музеев, библиотек, институтов, архивов).
Самой высокой оценки заслуживает работа Ларисы Миллер и Тамары Сквирской как редакторов-составителей и авторов достоверных, продуманно-точных комментариев к разделам и иллюстрациям. Оглавление альбома предельно лаконично и емко: 1. Становление музыканта; 2. Профессор консерватории; 3. Великий мастер; 4. Семейный круг. Также ясен посыл вступительной статьи Т. Сквирской «Вселенная Римского-Корсакова». И альбом погружает нас в эту вселенную.
Портреты, запечатлевшие мэтра, нашего дорогого Р.-К., и его окружение, даны в хронологии событий личной и творческой биографии. Листая страницы оттенка сепии, вглядываешься в каждый из них, ищешь нюансы, изменения, которые накладывает время, но при этом впечатляет общее для всех благородство лиц, черт, наклонов головы и положения рук (позапрошлый век!). Вот и знаменитый, идеальный по композиции фотопортрет с первыми консерваторскими учениками, а затем коллегами А. К. Глазуновым и А. К. Лядовым. Да если бы Римский-Корсаков только лишь выучил этих двух младших современников или другую пару, гениев уже века двадцатого — С. С. Прокофьева (консерваторский ученик) и И. Ф. Стравинского (ученик «домашний»), — его имя навсегда бы вошло в историю музыки.
Эскизы костюмов и декораций Е. П. Пономарёва и К. М. Иванова к опере «Снегурочка» (Мариинский театр, 1898) по технике и колориту предвещают блестящую русскую сценографию Серебряного века — время, когда многие опусы маэстро и его учеников начнут или продолжат своё театральное бытование… А невероятная красота титульных листов изданий «Шехеразады», «Испанского каприччио», оперных клавиров (эти титулы — сами произведения искусства) наводит на размышления о давно утраченном совершенстве целого в его деталях.
Автографы композитора в эпистолярном жанре (среди корреспондентов — М. А. Балакирев, М. П. Беляев, Л. И. Шестакова) восхищают и формой, и содержанием, рукописи нот — каллиграфией. В своей стройности они рифмуются с его собственной превосходной выправкой морского офицера, которую, по свидетельствам современников, он сохранил до последних дней. 
Санкт-Петербург — еще одна вселенная Римского-Корсакова. Рядом или не так далеко от нас — топонимы, те самые знаковые места, которые связаны с этапами его жизни: родовое гнездо в Тихвине, бывший Морской кадетский корпус, бывшая Бесплатная музыкальная школа, бывшее Дворянское собрание, Капелла, дом на Загородном, Некрополь в Лавре — и нынешнее многострадальное историческое здание Консерватории, носящей его имя. Что ж, следим за новостями (эти новости из уст Президента В. В. Путина уже звучат на главном федеральном канале) и ждем наступления 2023 года. Глядишь, alma mater откроется, придет лето, студенты-композиторы после десятилетнего перерыва вновь сдадут экзамены в именном классе Римского-Корсакова № 36 на третьем этаже. И, счастливые, белой ночью водрузят по старинке дворницкую метлу на любимый всеми петербуржцами «сидящий» памятник на Театральной — на его бронзовую партитуру.
Сегодня же у нас есть возможность открыть этот альбом, а затем, выбрав день, еще раз пройтись по названным адресам.
Галина ОСИПОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 10 (182), ноябрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Q3IEI