Галерея незримых портретов

3 Декабря 2015

Галерея незримых портретов

Авторский вечер Михаила Журавлёва

В Доме композиторов 16 ноября прозвучала соната, написанная для Дмитрия Быстрова — пианиста и педагога, который скончался ровно восемь месяцев назад. Талантливому музыканту был всего 51 год, многого он не успел: среди желанного, но несостоявшегося — исполнение сонаты, написанной специально для него.


«Соната № 8 ля мажор для фортепиано — это музыкальный портрет моего лучшего друга, — объяснил автор Михаил Журавлев. — Она должна была быть исполнена Дмитрием Юрьевичем. Написана соната давно, но в последнее время он болел, поэтому не мог за нее взяться. А я не хотел отдавать премьеру никому другому».
Теперь, осознав потерю близкого друга и коллеги, композитор решился и передал ноты другому известному петербургскому пианисту — Михаилу Воротному. Первое исполнение сонаты состоялось в Доме композиторов, в рамках авторского вечера Журавлёва.
Как знать, может быть, сам Дмитрий Юрьевич и сыграл бы лучше посвященное ему сочинение. Но и в трактовке Воротного произведение слушателей поразило. В классической сонатной форме сочетались и лирика Шопена, и размах Рахманинова, нашлось место и элегантной танцевальности, и юмору. И все это в сложнейшей для исполнителя пианистической фактуре. Облик композитора дополнила еще одна премьера — Сонаты для фортепиано и кларнета.
За роялем был Олег Зайцев, на кларнете солировал (а скорее полемизировал с роялем) Александр Майстренко. Здесь Журавлёв проявил себя как последователь своего учителя, Бориса Тищенко, отважившись на эксперимент.
«Я постарался привнести в эту сонату элементы джаз-рока, — пояснил автор. — Вероятно, неискушенному слушателю было непросто уловить за причудливыми музыкальными темами строгую форму. Но стилевые трансформации произвели желаемый эффект: в прихотливую музыкальную ткань, “сотканную” в лучших академических традициях двадцатого века, то и дело вторгались — ритмически и в виде фигураций — популярные мотивы».
Дополнил облик «виновника вечера» цикл посвящений для сопрано и фортепиано «Галерея портретов». Зое Журавлёвой аккомпанировал Алексей Махлаевский. Здесь никаких ремарок со стороны Журавлёва, который вел концерт, не понадобилось: гостям ежегодного фестиваля «Петербургская осень» этот «вернисаж» хорошо знаком.
Цикл состоит из десяти портретов-посвящений. Среди адресатов — мировые знаменитости и видные петербургские музыканты. Вокальная партия, честно признаться, сложности умопомрачительной. Пианисту тоже нелегко: рояль погружает в атмосферу, расставляет акценты. Всё вместе звучит рельефно и угрожающе: цикл проникнут напряжением, портреты подчас гротескны. Единственное «благозвучное» звено цикла — «Глупое сердце» на стихи Есенина. Конечно, о любви. И, судя по портрету, любовь у автора и исполнительницы уже долгие-долгие годы светлая и безмятежная.
Анна ПОСЛЯНОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~ykpHB