Фортепиано для советской страны

Фото из личного архива Л. Я. Кузнецова

Фото из личного архива Л. Я. Кузнецова

18 Июня 2019

Фортепиано для советской страны

Рассказывает инженер-конструктор Леонид Яковлевич Кузнецов, проработавший на фабрике «Красный Октябрь» сорок лет:

— Практически остановленное в начале Первой мировой войны петербургское предприятие «Якоб Беккер» возобновило работу только в 1924 году под вывеской «2-я фортепианная фабрика». Потом это была фабрика им. Зиновьева, затем с 1927 года в связи с 10-летием Октября — «Красный Октябрь». Под одну крышу были собраны остатки нескольких петербургских предприятий: «Беккер», «Шрёдер», «Братья Дидерихс», «Ратке» и др.
В первые послереволюционные годы на фабрике собирали пианино модели С-1 (Советский-1), по сути, старого образца, производство которых было налажено еще до революции. Структура предприятия оставалась неизменной: сушильно-заготовительный, пианино-сборочный и рояльный цеха. Механика инструментов тогда поступала из Германии. При этом использовали оставшиеся от «Беккера» комплектующие детали, кое-что в конструкции упрощалось. Металл в стране экономили, поэтому стойки для механики решили делать из твердых пород дерева. Для реализации планов первой пятилетки и резкого увеличения объемов выпуска в 1928 году был пересмотрен технологический процесс, проведена пооперационная специализация, что, естественно, было встречено мастерами старой школы в штыки. В 1929 году в цехах бывшей фабрики «Братья Дидерихс», которую присоединили к «Красному Октябрю», началось производство механики и клавиатуры для роялей.
До середины 1930-х годов на предприятие поступали импортные немецкие станки фирмы «Вандерер» (строгальные, фрезерные, сверлильные) и немецкие комплектующие детали, однако постепенно зависимость от импортных поставок уменьшалась и почти полностью была ликвидирована к 1935 году.
В 1933 году на «Красном Октябре» была создана первая в отрасли научно-исследовательская лаборатория, которую возглавил Н. А. Дьяконов. Подразделению поставили задачу сконструировать новый концертный рояль. К 1 мая 1934 года образец был готов, и до войны в Ленинграде было выпущено два концертных рояля.
В Большом зале Ленинградской филармонии при закрытом занавесе прошло сравнительное испытание советского рояля с роялем всемирно известной фирмы «Бехштейн». Пианисты А. Каменский и П. Серебряков исполнили несколько произведений, а сидящие в зале эксперты оценивали звучание. Председатель жюри Л. Николаев утверждал, что наши рояли производят хорошее впечатление красотой и мощностью звука. Известный польский пианист Леопольд Годовский в своем отзыве писал: «Мне доставляет удовольствие выразить благоприятное впечатление в отношении качества инструмента. Он обладает красивым и модулированным диапазоном и в то же время мягким тоном». В одном только в 1938 году изготовили почти 300 кабинетных роялей. Участие работавших на предприятии старых мастеров позволяло выпускать продукцию хорошего качества.
До Великой Отечественной войны выпускали пианино моделей от С-1 до С-5 (их отличия друг от друга были несущественными). В 1930-е на «Красном Октябре» наладили производство комплектующих деталей и узлов пианино для других предприятий. Окончательная сборка инструментов происходила в многочисленных мастерских, которые были созданы в нескольких городах СССР. С годами совершенствовалась технология производства, в том числе технология полировки изделий. В рояльном цехе был свой полиэфирный участок, а при пианино-сборочном существовал независимый полиэфирный цех. Моя мать Анна Тихоновна Кузнецова пришла на фабрику «Красный Октябрь» в 1932 году. Работала нормировщицей в цехе, в производственном отделе, мастером сушильно-заготовительного цеха.
С началом Великой Отечественной войны предприятие быстро перешло на военные рельсы. Ценные станки были законсервированы и закопаны на территории. К зиме 1941 года рабочие и специалисты перешли на казарменное положение. Рабочим раздали охотничьи ружья на случай уличных боев. Много специалистов и рабочих ушло на фронт. Во время блокады на фабрике выпускали ящики для снарядов и противопехотных мин, футляры радиостанций, пропеллеры для ночных бомбардировщиков По-2, лыжи. После прорыва блокады в 1943 году возобновилось производство пианино. В победном 45-м количество изготовленных инструментов достигло двух сотен. Восстановление предприятия давалось непросто: за годы войны умерли и погибли 260 работников фабрики. Возглавлял предприятие во время блокады, равно как и до, и после войны, В. Н. Киселёв. В 1946 году было возобновлено производство роялей.
После Великой Отечественной войны в СССР были созданы фортепианные фабрики на базе сборочных мастерских в Борисове, Казани, Перми, Свердловске, Калуге, Иванове, Владимире, Артеме, Правдинске, Ростове-на-Дону, Горьком, Пензе, Туле. Становление каждой из них проходило при поддержке «Красного Октября». Так что предприятие по праву считается основоположником отечественного фортепианостроения. «Красный Октябрь» выпускал в те годы усовершенствованные модели пианино С-5 и С-6.
В 1949 году на фабрике было создано конструкторско-технологическое бюро. Возобновилась разработка концертного, салонного и кабинетного роялей. Опытные образцы получили высокую оценку профессоров Ленинградской консерватории С. И. Савшинского, А. Д. Каменского, Г. М. Бузе, Н. С. Эйгенсона. При оценке экспертным советом Торговой палаты СССР концертного рояля были привлечены профессора Московской консерватории. Профессор Я. И. Зак и доцент М. Г. Соколов отмечали, что «данный инструмент более удобен для игры, чем концертный рояль Блютнера послевоенного выпуска. Звучность рояля певучая и благородная по тембру… Необходимо ускорить возможно больший выпуск таких инструментов отечественного производства». В 1950-х предприятие заслуженно завоевало награды на международных выставках в Дамаске и Пекине.
В 1954 году на «Красном Октябре» была создана модель концертного рояля, качество которого должно было соответствовать самым высоким требованиям. Испытание и сравнение его в условиях концертного зала с лучшими зарубежными инструментами показали, что ленинградский рояль не уступает иностранным. Причем среди экспертов были прославленные советские пианисты.
Фурор во всем мире произвело присуждение в 1958 году советскому концертному роялю «Россия» Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе. Тогда прошел международный конкурс роялей, на который были выставлены инструменты всемирно известных фирм — и в их числе «Красного Октября». Жюри, в которое вошли мэтры из Венской и Пражской консерваторий, отдали пальму первенства советскому инструменту. В 1965 году концертный рояль «Россия» был удостоен золотой медали на ВДНХ. Через два года производство концертных и кабинетных роялей «Ленинград» было поставлено на поток.
В начале 1960-х годов в связи с массовым жилищным строительством в СССР изменились требования к домашним пианино: вместо высоты 135–140 см в малогабаритные комнаты лучше вписывались инструменты высотой 110–120 см. Это потребовало изменения конструкции — другой механики, пересчета струнной одежды и т. п. Расчеты новой конструкции в 1964 году были выполнены группой во главе с конструктором Владимиром Бородиным. В результате в серию пошли удовлетворявшие новым требованиям пианино «Чайка» и созданные на его базе модели «Сонет», «Чародейка», «Соната», «Рапсодия», которые отличались друг от друга практически только корпусом. После доработки инструмент, в котором воплотилась масса технических находок, получил название «Ноктюрн». Он отличался звучанием самого высокого качества. Модель, выставленная на ВДНХ, стала базовой для всех предприятий по выпуску клавишных инструментов в СССР.
Пианино «Ноктюрн» было идеалом того времени. Корпуса в соответствии с духом времени — господствовал стиль минимализма — были лишены накладных элементов, индивидуальность инструменту придавалась за счет формы. «Ноктюрн» завоевал популярность и за границей: его закупали Голландия, Израиль, страны Скандинавии. Тогда же большая партия концертных роялей «Россия» была отправлена в Италию. Пианино «Антик» в 1970 году на ВДНХ было отмечено золотой медалью. Выпускалось и пианино «Аврора».
В конце 1960-х годов выпуск музыкальных инструментов на экспорт возрос, что объяснялось ростом их качества — расширением динамического диапазона звучания, совершенствованием внешних форм. За границу шли пианино «Чайка», «Соната», «Чародейка», рояль «Ленинград». С 1969 года стали выполняться зарубежные заказы на кабинетный рояль «Миньон».
В 1964 году при фабрике была создана акустическая лаборатория, в штат которой вошли 12 опытных специалистов-практиков во главе с Б. Я. Гуриной. Заместителем руководителя лаборатории был А. С. Галембо, позже он ее возглавил. Все приспособления и оборудование для подразделения делали самостоятельно. В рамках акустической лаборатории была создана первая в отрасли и лучшая в Восточной Европе заглушенная (безэховая) камера.
К концу 1960-х заместителем главного конструктора по изделиям становится
В. Н. Бородин. Именно он в начале 1970-х разработал и поставил на производство модели среднего кабинетного рояля «Ленинград» и кабинетного рояля «Миньон», а также концертного рояля «Россия». В 1974 го-
ду он становится заместителем главного конструктора предприятия, признанным лидером конструкторской мысли в области фортепиано.
Конструктор по нестандартному оборудованию К. А.Злобин продвигал модернизацию производства. Ему удавалось сделать уникальные прессы, обжимные устройства, многопрофильные станки для уникальных технологических процессов. Я, придя на «Красный Октябрь» в 1964 году, через несколько лет занялся усовершенствованием кабинетного рояля «Миньон» и подготовкой его конвейерного производства. Занимался я и усовершенствованием рояля «Россия», в частности повышением качества литья чугунной рамы. В рамках КБ совершенствовал техпроцессы, оформлял рацпредложения.
350-тысячное с начала производства в советское время пианино было собрано на «Красном Октябре» в 1983 году. Но в 1980-е годы в мире пошла на убыль популярность акустических клавишных инструментов. Этот процесс наложился на экономический кризис и развал Советского Союза.
В 1991 году предприятие торжественно отметило 150-летний юбилей, который совпал с реформированием хозяйственного механизма во всей стране. Государственное предприятие перестало существовать и стало носить название АО «Фортепианная фабрика Я. Беккер». Изготавливались рояли модели «Миньон-2», бóльшая часть которых шла на экспорт в США и Канаду. Продолжался выпуск концертного рояля «Россия» (от 15 до 30 в месяц), который оснащался деталями европейского производства.
Падение спроса на акустические клавишные инструменты усугубили перестройка и снижение покупательной способности населения. Рвались хозяйственные связи, выпуск инструментов катастрофически падал. Всё это привело в 1997 году к банкротству предприятия. В соответствии с процедурой был назначен внешний управляющий. Начало 2000-х вселило надежду на возрождение предприятия, но процесс оказался необратимым. В 2004 году фабрика «Якоб Беккер» прекратила существование.
Но несомненно, культура игра на акустических клавишных инструментах остается, а значит, есть и потребность в их производстве и настройке. Живы и работают настройщики и специалисты по ремонту клавишных инструментов. Кстати, и конкурсы настройщиков проводятся не только за рубежом, но и в России.
Владимир САБЛИН
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~3gxtD