Фортепианный ансамбль

16 Июня 2016

Фортепианный ансамбль

14 мая в музыкальном магазине «Зона звука», который расположен на улице Савушкина, состоялась презентация сборника статей «Фортепианный ансамбль в современном музыкальном искусстве и образовании». Этот коллегиальный труд стал итогом Международной конференции, прошедшей в 2015 году в Институте музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Санкт-Петербург является одним из ведущих европейских центров развития жанра фортепианных дуэтов. В нашем городе плодотворно функционирует Санкт-Петербургское объединение фортепианных дуэтов, под эгидой которого проходят концерты, конкурсы, фестивали.
Необычную сценическую площадку предоставил музыкальный магазин «Зона звука». Здесь, в окружении белых, черных и даже дизайнерски оформленных роялей, прошли и презентация книги, и концерт. Учащиеся музыкальных школ и профессиональные ансамбли исполнили произведения в четыре и в шесть рук на новом рояле фильмы Petrof, тем самым продемонстрировав и возможности этого музыкального инструмента, и, конечно, свое фортепианное мастерство. Более того, «Зона звука» оказала изданию книги финансовую поддержку.
Сорок две статьи сборника сгруппированы в разделы, посвященные композиции, исполнительству, истории и теории, методике преподавания, обзору инновационных проектов и философским аспектам.
Почти пятьдесят авторов сборника представляют разные страны. Это заслуженные специалисты: профессора Санкт-Петербургской консерватории Геннадий Белов, Олег Малов; Латвийской академии музыки — Раффи Хараджанян; Петрозаводской консерватории — Светлана Синцова; РГПУ им. А. И. Герцена — Ирина Аврамкова, Владимир Гуревич, Галина Овсянкина, Марина Черная; Санкт-Петербургского института культуры — композитор Вадим Биберган, доцент Лариса Казанская; композиторы Николай Морозов (Санкт-Петербург), Михаил Бурштин (Израиль); президенты Ассоциации фортепианных дуэтов Украины Ольга и Юрий Щербаковы.
Каждый из авторов обратился к обозначенной тематике не случайно — истинные мэтры отдали искусству фортепианного дуэта часть своей жизни: пятьдесят лет существует дуэт Фаины Хармац и Михаила Бурштина, а рижский дуэт «Riga Piano Duo» в составе Норы Новик и Раффи Хараджанян, завоевав всемирное признание, концертировал больше сорока лет!
Отрадно, что участниками сборника стали молодые пианисты-практики: доктор искусствоведения, доцент Десислава Щерева (Болгария) и ее партнерша по дуэту Евгения Симеонова, являющиеся призерами многочисленных форумов (в частности, «Золотой музы» за вклад в популяризацию русской культуры в Болгарии); петербуржцы Елена Серова, Юлия Юрченко, Ирина Портная, Юлия Поспелова и Татьяна Земницкая, Алена Павлова, Татьяна Хайновская, Регина Маркова; екатеринбурженка Екатерина Субботина; представительница дуэта Белорусской государственной филармонии Наталья Громова.
Содержательные материалы по истории подготовлены Натальей Катоновой (Москва) и Еленой Сартаковой (Санкт-Петербург).
Современный подъем жанра был бы невозможен без учителей, отдающих все силы обучению фортепианной игре учащихся музыкальных школ. Среди настоящих приверженцев и энтузиастов ансамблевой игры петербургские педагоги Ирина Письмак, Елена Федоровская, Лилия Баринцева, Татьяна Варенцева, Татьяна Маркова, Татьяна Лукьянова, Анна Чангли, а также Ольга Ефимова (Тамбов), Сюзанна Киян (Бокситогорск).
Наряду с освещением российских конкурсов (статьи Владимира Гуревича и Елены Федоровской) можно узнать, например, как проходит Международный фестиваль фортепианных дуэтов в Сан-Франциско — об этом пишут его организаторы Кэтрин и Энтони Анжело (США).
Необычный ракурс освещения вопросов представлен в статьях Наталии Жуковой (произведения для хора в сопровождении двух фортепиано), Андрея Овсянникова (взгляд музыкального редактора), москвички Елены Шклярик (философский аспект).
Особые слова благодарности звучали в этот день в адрес редакторов-составителей сборника. Надежда Медведева — кандидат искусствоведения, доцент РГПУ им. А. И. Герцена, пятнадцать лет выступает в составе фортепианного дуэта «Spectrum-duo», широко пропагандирующего музыку петербургских композиторов. Концертирующая саксофонистка, представитель Всероссийской ассоциации саксофонистов в Санкт-Петербурге Серафима Верхолат изумила аудиторию не только широчайшим музыкальным кругозором и искренней заинтересованностью в проблематике жанра, но также исполнительской практикой — в терцете с Надеждой Медведевой и Еленой Серовой прозвучала пьеса Геннадия Белова «Музыка колоколов». Сам автор произведения остался под таким впечатлением, что не пожалел слов признательности и восхищения в адрес музыкантов. Композитору всегда приятно услышать совершенное исполнение своего опуса. Кроме того, Геннадий Григорьевич поделился своими творческими планами на будущее.
Увлекательная экскурсия по акустическим и электронным клавишным инструментам и угощение от работников музыкального магазина, последовавшие после презентации, завершили этот светлый и интересный день, который запомнится надолго.
Матвей СОБОЛЕВ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~7er9c