Фестиваль продолжается

14 Июня 2016

Фестиваль продолжается

26 мая в Гербовом зале Государственного Эрмитажа открылся XXIV Международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга». Фестиваль — предъюбилейный. Однако его программа и состав участников настолько изысканны, что остается только порадоваться за Марию Сафарьянц и ее сподвижников, для которых не существует «круглых» дат, каждая — обязывает.

МАРИЯ САФАРЬЯНЦ: «Фестиваль возник в 1990 году. Идея принадлежит Константину Орбеляну. Он придумал и провел первые три фестиваля. Ему как иностранному гражданину было тогда проще оценить ситуацию. «Ну, не убьют же, в конце концов, если спрошу или попрошу», – рассудил он. Мы же, воспитанные в советскую эпоху, побаивались инициативы, ибо она была наказуема, а он просто поразился, что у нас ничего не происходит при таком несметном количестве роскошных дворцов, при такой имперской истории. Попробовал – и у него получилось! Сейчас интересно вспоминать, что учредительные документы фестиваля подписывал В. В. Путин. И когда нам исполнилось 20 лет, мы получили поздравительную телеграмму от Президента РФ!
Мы за эти четверть века прошли такой огромный путь, который Европа проходила столетиями. Мне кажется, очень многие показали свои способности, в том числе и как успешные менеджеры…
В советское время среди публики были люди, которые точно знали что такое хорошо, а что такое плохо. Люди, которые приходили в филармонию и могли понять, ради чего Бетховен написал свои симфонии так, а не иначе… Сейчас сложнее. Я много думаю над каждым концертом, на что придут, на что купят билет... Концерт Шопена, предположим. Во дворце. На это всегда будет публика, потому что Шопен – это такой гений! И чем дальше мы живем, тем больше понимаем, какое это счастье, какой это духовный процесс – послушать его музыку. Я только теперь начинаю понимать Антона Рубинштейна, который считал, что после Шопена композиторский мир закончился…
В истории фестиваля был трехлетний перерыв. Константин Орбелян к тому времени был занят оркестром Moscow Chamber, и я всё это приняла. Набила кучу шишек. Не понимала ничего в экономике. Начала просто с чистого листа. Но по натуре я всегда была немножко “вождем краснокожих”, со времен училища! И потом – школа “соседа Римского-Корсакова”! Я там, в музее, всегда водила хороводы!
…С годами друзей не становится больше. И я прекрасно понимаю, что друзья больше познаются в успехе, чем в беде. Когда ты что-то делаешь, что-то получается, что-то не получается, по-разному бывает, без этого и жизни нет. Это высокая дипломатия и искусство – делать что-то и развиваться так, чтобы вокруг не провоцировать зависть. Это отмечено во многих биографиях – она была настолько умна, что умела блистать и при этом вызывала к себе доброжелательность… Наверное, это умение общаться. И умение показать свою незащищенность, потому что у всех есть ахиллесова пята. И обидеть можно любого человека. Я встречалась со многими выдающимися людьми, и при всех их огромных достоинствах они – как струна! Становление человека – болезненная история. Мир наш конкурентен. Кто-то взял три фальшивые ноты, его за это побили. А кто-то сыграл всё чисто, но это никому не нужно…»

Нынешний фестиваль подтверждает свою нужность. На открытии в сопровождении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением Константина Орбеляна выступил замечательный американский тенор Стивен Костелло. Прекрасную пару ему составила солистка Мариинского театра Оксана Шилова. О Костелло сейчас очень много говорят. Его называют одним из главных претендентов на роль первого лирического тенора своего поколения. На то есть основания, но… подождем чуть-чуть! В следующем номере представим героев продолжающегося фестиваля во всей красе, а среди них – Федерико Мондельчи, Клаудия Павоне, Дмитрий Илларионов, Джузеппе Саббатини, Йозеф Мог, Джампьеро Собрино…
Наталия ТАМБОВСКАЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~A6CN8