Эпоха Просвещения

8 Ноября 2015

Эпоха Просвещения

В БДТ открылся новый сезон образовательной программы «Эпоха просвещения». Первое заседание — «Возвращение “Весны священной”: Леонард Бернстайн в СССР (1959)» — началось, сообразно названию, как историческая лекция, посвященная событиям сто- и пятидесятилетней давности. Имена, даты, даты и имена... — неутешительные пробелы, разрывы, через которые в Советский Союз и музыка, и книги приходили с опозданием на десятилетия.

Ведущая встречу музыковед Ольга Манулкина буквально представила залу Бернстайна, показав непринужденное обращение дирижера с публикой. Воскрешение времени — видеозаписи, цитаты из рецензий, на экране пожелтевшие газетные страницы с броскими заголовками. Рядом с ними звучат живые воспоминания — Иосиф Райскин, присутствовавший на московском концерте в августе 1959 года, рассказывает о скандальном обращении Бернстайна к слушателям: «У вас тут в 1917 году произошла революция. Но четырьмя годами раньше в Париже подобную революцию в музыке совершил Игорь Стравинский...» Волна времени подхватывает нас, и «идеологически выдержанные» пятидесятые оказываются неожиданно близкими.
Еще виток — вместо сухого музыковедческого разбора сложной партитуры слушателям показывают, как дирижер ищет жест, и предлагают всем тактировать, не сбившись, чередуя две и три, иногда четыре доли. Смех, но мы уже уловили нервную сбивчивость ритма «Великой священной пляски». Вот этот же фрагмент звучит на рояле в четырехручном переложении, потом — в оркестре. Манулкина рассказывает о проблемах, возникающих у дирижеров, и о легендарной партитуре учителя Бернстайна Сергея Кусевицкого с прочерченными в помощь дирижеру синими — через всю страницу — тактовыми чертами.
Ритм встречи нарастает, взрывчатый, яркий, — подталкивает нас всё дальше.
К музыке добавляется движение. Фрагменты сценических постановок — просторные рубахи-балахоны, угловатые жесты, прыжки, топот — в 1913 это действительно была революция. Фрагмент фильма Riot at the Rite (2005, Великобритания, режиссер Энди Уилсон), в котором предпринята попытка не просто реконструировать первую постановку Нижинского, но показать движение и музыку как единое целое. Снова «Великая священная пляска» — теперь в том же яростном ритме взвивается тело Избранной. Движения всё судорожнее: наваждение, отчаяние, агония — на мгновение девушка слабеет и вновь с удвоенной силой бьется в силках жесткого ритма. И вот уже тело Жертвы вознесено над головами. Обряд свершился.
Ольга Манулкина рассказывает о «столкновении» музыкантов и слушателей с «Весной», о сопротивлении ей. Но все присутствующие в зале уже причастны «Весне», умеют получить наслаждение от ее угловатой мощи.
Впереди — новые встречи: антропология, театр, живопись, архитектура... В БДТ к публике выходят ученые, говорящие о сегодняшних искусствоведческих проблемах, о своих последних открытиях, делая их общим достоянием. «Опоздали навсегда», — сказала Ольга Манулкина о советской музыке, пропустившей, не заметившей революции, совершенной Стравинским. У нас — есть возможность не опоздать.
Евгения ХАЗДАН
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~jqSIY