«Электра»

Фото: пресс-служба театра

Фото: пресс-служба театра

2 Декабря 2020

«Электра»

Много ли можно вспомнить опер, где отсутствует любовная лирика? Даже если любовная линия не является главным двигателем сюжета, сложно представить, что ее нет вовсе. Что же тогда должно волновать сердца слушателей? Совершенно неожиданный ответ на этот вопрос дал Рихард Штраус в опере «Электра». 

С этого произведения началось сотрудничество композитора с драматургом Гуго фон Гофмансталем — их обоих увлек сюжет античной трагедии «Электра» Софокла. В основе знаменитого мифа лежит история о том, как дочь отомстила матери-убийце. Однако, если у Софокла доминирует возвышенный пафос, свойственный античной трагедии, то Штраус и Гофмансталь, представители вступающего в свои права двадцатого столетия, заинтересовались другим — изображением темных сторон человеческой психики. Вместо привычного образа совершенной и возвышенной Эллады — глубоко волнующая история боли и ненависти. Древняя Греция неожиданно предстает в «Электре» страстной, чувственной и демонической. Здесь нет места любовной лирике, хоровым сценам и развернутым ансамблям, все внимание композитор сосредотачивает на сложнейших сольных партиях, обнажив конфликт главных действующих лиц до предела. «Электра» — трагедия о закате древней цивилизации, но, благодаря смелому новаторскому музыкальному языку Штрауса, опера превратилась в захватывающую и живую музыкальную драму, яркий образец экспрессионизма.
«Это великое произведение, но, когда я думаю о новой постановке, я всегда отталкиваюсь от того, что меня сегодня волнует, что мне кажется важным и актуальным… Я чувствую, что пришло время именно этой музыки, она очень близка к современности. Душераздирающая тема убийства родителей детьми, разве этого нет вокруг нас? Можно вспомнить не один, а сразу несколько громких заголовков газет… Крушение семейных отношений, когда сын может поднять руку на мать, дочь может поднять руку на отца… Наш спектакль будет максимально драматичным — это диктует нам наша жизнь. Моя постановка о том, что насилие рождает насилие, кровь рождает новую кровь; и в этом смысле она имеет некоторые отклонения от существующих постановок… Кровь и власть — они опьяняют, нельзя просто отмахнуться от них. Каждый, кто попадает в эту атмосферу — уже не может сохранить себя…» — рассказывает режиссер-постановщик спектакля Юрий Александров.
Пресс-служба театра 
«Санктъ-Петербургъ Опера»
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (183), декабрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~24IMr


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время