Экспрессионизм в Русском музее

10 Октября 2018

Экспрессионизм в Русском музее

C 20 сентября по 19 ноября в Корпусе Бенуа Русского музея открыта выставка «Экспрессионизм в русском искусстве». Такое многоликое интернациональное явление, как экспрессионизм впервые в России и в мире стало темой отдельной монографической экспозиции. Выставка «Экспрессионизм в русском искусстве» продолжает ряд монографических выставок Русского музея, посвященных крупнейшим течениям в отечественном искусстве начала ХХ века («Символизм в России», «Русский импрессионизм», «Неоклассицизм в России»).

На экспозиции представлены около 350 произведений живописи, графики и скульптуры 1900–1930-х годов из собрания Русского музея. Наряду с экспрессионистическими шедеврами Марка Шагала, Павла Филонова, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой показаны менее известные работы их коллег из различных художественных объединений. Впервые будет широко представлена печатная графика русского экспрессионизма — станковые гравюры, литографированные книги, плакаты.
В отечественном искусстве экспрессионизм развивался с середины 1900-х по середину 1930-х, пройдя ряд фаз. При этом русские экспрессионисты не имели своих объединений и не устраивали отдельных выставок.
Экспрессионизм в 1900–1910-х — искусство молодых, чутких к неблагополучию в обществе, бунтовавших против ценностей буржуазного образа жизни «отцов». На выставке можно увидеть произведения художников — участников объединений «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи»: Ларионова, Гончаровой, Кончаловского, Татлина, Бурлюка.
Постепенно экспрессионистический пыл крупных мастеров авангарда угас, и они переключились на эксперименты в духе кубофутуризма и супрематизма. Тем временем к творческим поискам в русле экспрессионизма обратились участники возрожденного в 1910-м художественного объединения «Мир искусства». На экспозиции представлены экспрессионистические работы Добужинского, Григорьева, Анисфельда, Яковлева.
В конце 1910-х полоса войн и революций способствовала всплеску экспрессионистических тенденций в искусстве, особенно в графических техниках. В 1920-е экспрессионистические поиски пронизывали все виды молодого советского искусства. Развитию этого течения способствовали послереволюционная атмосфера. Интерес к экспрессионизму активизировала и «Первая всеобщая германская художественная выставка», прошедшая в СССР (1924–1925).
Идеи и приемы экспрессионизма имели отклик главным образом в практике новых молодежных объединений: это были московские группы «Маковец» и «Общество станковистов», ленинградский «Круг художников». В них входили такие мастера, как Пименов, Лабас, Пакулин, Лизак и др.
Экспрессионизм и в 1930-х весомо влиял на изобразительное искусство СССР, давая разные по мировосприятию произведения, в равной мере отражающие эпоху. Однако «сверху» начали насаждать социалистический реализм и «формалисты» (в том числе экспрессионисты) не получали заказов, не допускались на выставки, даже арестовывались. Тем не менее это не смогло остановить развитие экспрессионизма в нашей стране и в последующие годы.
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~wvWTe