Earlymusic онлайн

Фото: Фото: Виктор Немтинов

Фото: Фото: Виктор Немтинов

18 Сентября 2020

Earlymusic онлайн

Эпидемиологическая обстановка накладывает отпечаток на незыблемые опоры культурного календаря Санкт-Петербурга, России и всего мира. Старейший и крупнейший в России форум русской и западной музыки XI–XVIII веков в аутентичном исполнении, Международный фестиваль старинной музыки EARLYMUSIC, пройдет 29 сентября — 11 октября исключительно в онлайн-формате.

Фестиваль расценивает вызовы времени как поле для новых возможностей. В ряде прямых трансляций EARLYMUSIC-2020 представит самой широкой аудитории в России и мире достижения, накопленные музыкальными коллективами Фестиваля за многие годы научной и творческой работы, а также уникальные проекты, созданные специально для виртуальной реальности. 
Все трансляции будут доступны бесплатно на странице Международного фестиваля EARLYMUSIC (https://vk.com/earlymusicfest) при поддержке социальной сети «ВКонтакте» и в интернет-ресурсах телеканала «Санкт-Петербург». 

29 сентября, 20.00. Георг Антон Бенда. Мелодрама «Ариадна на Наксосе». Прямая трансляция.
В 1775 году чешский композитор Георг Антон (Йиржи Антонин) Бенда создал блистательный образец ныне забытого театрально-музыкального жанра — мелодраму «Ариадна на Наксосе». Произведение для двух драматических актеров и большого оркестра он назвал дуодрамой. Изобретатель жанра, Жан-Жак Руссо (в 1762 году написавший пьесу «Пигмалион», а в 1770 году добавивший к ней музыку), так объяснял суть эксперимента: «Я изобрел род драмы, где слова и музыка звучат не вместе, а по очереди, и устная фраза как бы возвещается и подготавливается музыкальной фразой». Либретто Иоганна Кристиана Брандеса представляет собой прозаическую версию популярной кантаты на стихи Генриха Вильгельма фон Герстенберга. Каждая фраза текста иллюстрируется и эмоционально углубляется краткой музыкальной фразой. В ключевые моменты драматическая декламация звучит одновременно с оркестром. 
Уже в 1779 году «Ариадна на Наксосе» Бенды была представлена Театром Карла Книпера в Петербурге. Востребованность дуодрамы была столь велика, что сам композитор сделал переложение партитуры для струнного квартета. 
Этот квартетный вариант в исполнении «Солистов Екатерины Великой» стал музыкальной основой премьеры фестиваля EARLYMUSIC. В драматических ролях — барочный актер и хореограф Клаус Абромайт (Тезей, участвует в постановке виртуально прямиком из Берлина) и петербургское барочное сопрано Вера Чеканова (Ариадна). 

1 октября, 13.00–19.00. День рождения Павла I в Гатчине. 
Литературно-музыкальный марафон в честь дня рождения императора Павла I – это три онлайн-трансляции из Гатчинского дворца.
13.00 — Фехтование смычком. Часть первая. Мраморная столовая Гатчинского дворца. 
Концерт-состязание двух барочных скрипачей, художественного руководителя фестиваля EARLYMUSIC Андрея Решетина и известной сольной скрипачки, основателя ансамбля Barocco Concertato Марии Крестинской, состоится на самом интригующем поле — на материале виртуозной итальянской, немецкой и русской музыки XVIII века для скрипки соло. В трансляции прозвучат самая знаменитая соната Джузеппе Тартини «Дьявольские трели» и Соната для скрипки соло ор. 3 № 1 первого русского скрипача-виртуоза Ивана Хандошкина, считавшего Тартини своим учителем. 
15.00 — Венера и Анакреон. Павильон Венеры в Гатчинском парке.
Стихотворения Антиоха Кантемира и Михаила Ломоносова, переводы XVIII века из любовной лирики Анакреона прозвучат в исполнении «Солистов Екатерины Великой» вместе с фрагментами музыки шведского капельмейстера Юхана Хельмиха Румана. 
17.00 — Театр застолья: искусство кулинарии и сервировки с тремя интерлюдиями. Мраморная столовая Гатчинского дворца. 
Режиссер и ведущий этого представления Данила Ведерников — не только известный барочный актер, но большой знаток русской исторической кухни XVIII века и практикующий шеф-повар. Рецепты императорского застолья будут раскрыты в трех переменах блюд с музыкально-танцевальными дивертисментами в исполнении «Солистов Екатерины Великой» и «Санкт-Петербургского балета Анджолини». 

7 октября, 19.00 — Фехтование смычком. Часть вторая. Меншиковский дворец.
Виртуозная музыка XVIII века для скрипки соло прозвучит в аутентичных интерьерах Меншиковского дворца. Смычками вновь фехтуют Андрей Решетин и Мария Крестинская. Во втором тайме двухчастной программы состязаются не только исполнители, но и европейские скрипичные школы. За команду «Юг» играют знаменитые барочные итальянские виртуозы П. Локателли, П. Нардини, Б. Кампаньоли, Н. Паганини. За «Север» выступают И. С. Бах 
и Ю. Х. Руман.

11 октября, 19.00 — Клаус Абромайт, Юхан Хельмих Руман. Барочный балет-аллегория «Союз Ветра и Моря». Редакция Константина Чувашева. Эрмитажный театр.
В 1728 году по заказу русского посла в Стокгольме графа Н. Ф. Головина шведский придворный капельмейстер Юхан Хельмих Руман написал музыку для балета в честь коронации русского императора Петра II. В 2017 году благодаря фестивалю EARLYMUSIC сюита Golovinmusiken Румана впервые увидела сцену в той пышной и цельной форме, ради которой создавалась. Либретто полноформатного балета в традициях XVIII века создал немецкий хореограф Клаус Абромайт. Исполнителями стали «Санкт-Петербургский балет Анджолини» и ансамбль «Солисты Екатерины Великой» под руководством художественного руководителя фестиваля Андрея Решетина. Костюмы создала известный петербургский модельер Лилия Киселенко. 
В 2020 году петербургский последователь Клауса Абромайта, хореограф и руководитель коллектива «Санкт-Петербургский балет Анджолини» Константин Чувашев создает вторую редакцию спектакля. 
Ольга КОМОК
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 8 (180), сентябрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~mXPRa