«Дворцы Санкт-Петербурга»: открытие

 Фото: Анастасия Дидковская

Фото: Анастасия Дидковская

17 Сентября 2020

«Дворцы Санкт-Петербурга»: открытие

Многие любимые петербуржцами и гостями нашего города фестивальные проекты проходят сейчас в виде онлайн-трансляций. В том числе и фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга», открытие которого 27 августа натолкнуло на весьма интересные размышления. 

Как всегда, интересна программа предстоящего фестиваля. В великолепных интерьерах Большого выставочного зала Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, в Музее Фаберже, в залах Особняка Кельха и Особняка Половцова мы увидим и услышим концерты, посвященные 180-летию со дня рождения П. И. Чайковского, барочную музыку в исполнении одного из лучших аутентичных ансамблей, вечер романсов, Stabat mater великого неаполитанца Доменико Скарлатти и многое другое. Обещают и премьеры раритетных произведений, ноты которых неутомимые в своем поиске организаторы извлекли из архивов Российской национальной библиотеки.
Тема концерта-открытия — музыкальная антология шедевра Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Творения Петра Чайковского, Шарля Гуно, Винченцо Беллини, Риккардо Дзандонаи, Сергея Прокофьева, Нино Рота исполнили лучшие голоса Мариинского театра и Академии молодых певцов Мариинского театра — Мария Баянкина (сопрано), Александр Михайлов (тенор), Антонина Весенина (сопрано), Александр Трофимов (тенор), а также, как написано в анонсе концерта, одна из самых красивых балетных пар российской сцены, Марат Шамиунов и Ирина Перрен. 
Интересна не только тема, но и великолепное решение «вписать» ее в роскошный, очень созвучный итальянскому колориту знаменитой «истории любви» интерьер настоящего итальянского палаццо Большого выставочного зала Академии Штиглица. Совершенно неслучайно в анонсе концерта на этом акцентируется внимание: «Важным героем действа станет и сам Большой выставочный зал, неофициально называемый Итальянским и Флорентийским. Смелый для своего времени архитектурный шедевр гениального Максимилиана Месмахера, созданный по заказу барона Штиглица, является удивительным для нашего города «входом» в иное измерение эпохи итальянского Ренессанса».
С первых минут просмотра впечатлило невероятно гармоничное, какое-то волшебное сочетание интерьера зала, красивой балетной пары, музыки Нино Рота… Как это напоминает фильмы, которые снимались на ленинградском телевидении в интерьерах дворцов и парков! Последние десятилетия мы горько сетовали, что подобная подача академической музыки совершенно исчезла на нашем ТВ (исключение — канал «Культура»). И вот — вынужденное существование в онлайн-формате привело к возрождению забытого жанра телевизионного павильонного или интерьерного концерта.
Уровень вокалистов был ожидаемо высоким. Яркое впечатление осталось от исполнения Антониной Весениной арии Джульетты из оперы Беллини «Капулети и Монтекки». Тонкое претворение итальянского lamento, пластичные рулады, изумительную филировку звука на «верхах» неожиданно красиво подсвечивало естественное акустическое эхо зала.
Мария Баянкина выступила в дуэтах сразу с двумя Ромео — Александром Михайловым и Александром Трофимовым. Женственность облика певицы, чувственность исполнения вполне соответствовали музыке Гуно и Чайковского — Танеева.
Жанры онлайн-концертов, спектаклей разнообразны: прямые трансляции с места события (как, например, показ оперных постановок фестиваля «Опера — всем»), так называемые «домашние концерты» (очень интересный проект в этом формате представило Филармоническое общество Санкт-Петербурга), записи в виде музыкальных «конференций» (в период карантина истосковавшиеся по совместному музицированию музыканты активно взаимодействовали в этой программе). Наконец — трансляции уже записанных и смонтированных концертов. Именно в этой последней разновидности был представлен концерт-открытие фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга». 
Несколько слов о сценарии, драматургии концерта. Фестивальные проекты Фонда «Дворцы Санкт-Петербурга» всегда привлекают просветительской направленностью (лично для меня в этом смысле невероятно интересным, можно сказать, образцовым, был цикл в Президентской библиотеке «Музыка российской государственности»). 
И каким же украшением был монолог Алексея Ерофеева! (Краевед, член Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, собственный корреспондент «Парламентской газеты» в Северо-Западном федеральном округе, член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, член Правления Санкт-Петербургского союза краеведов.)Концерт сразу наполнился неповторимым духом отечественного и конкретно петербургского просветительства. Подумалось даже, что этому интереснейшему тексту об истории Академии Штиглица, ее связи с итальянской культурой, с именами русских музыкантов гораздо логичнее было бы прозвучать в начале концерта!
Впрочем, и без комментариев выстроился сюжет, который связал балетный номер на музыку из увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» Чайковского, прекрасно исполненный Маратом Шамиуновым и Ириной Перрен, и «Дуэт Ромео и Джульетты» Чайковского — Танеева в исполнении Марии Баянкиной и Александра Трофимова. 
Чайковский мечтал сочинить оперу на сюжет трагедии Шекспира, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка его увертюры-фантазии. Я думаю, что лишь немногие любители музыки знают об этой мечте композитора (юбиляра нынешнего года), о которой он писал брату Модесту Ильичу: «Это будет самый мой капитальный труд. Как я мог до сих пор не видеть, что я как будто предназначен для положения на музыку этой драмы? Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера… Есть любовь, любовь и любовь…» После смерти Чайковского его ученик, Сергей Иванович Танеев, закончил сцену и издал ее как «Дуэт Ромео и Джульетты».
Убедительной художественной эстафетой — от века ХIХ веку ХХ — выглядел дуэт Джульетты и Париса на музыку среднего эпизода популярного «Танца рыцарей» из «Ромео и Джульетты» Прокофьева.
Отрадно, что никакие внешние обстоятельства не помешали Фонду «Дворцы Санкт-Петербурга» сохранять найденный им на протяжении уже двадцати восьми международных музыкальных фестивалей стиль общения с публикой, просветительскую направленность концертных программ. Я уверена, что это под силу всему нашему культурному сообществу, а тем более таким опытным руководителям культурных проектов, как заслуженная артистка России Мария Сафарьянц, которой мы от души желаем дальнейших успехов в реализации ее ярких идей. 
Елена ИСТРАТОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 8 (180), сентябрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~oepvQ