Дни Бетховена в Консерватории

Фото: Всеволод Коновалов

Фото: Всеволод Коновалов

1 Декабря 2020

Дни Бетховена в Консерватории

В 2020 году мировая музыкальная общественность отмечает юбилей Людвига ван Бетховена (1770–1827) — 250 лет со дня рождения. 

Имя этого великого австро-немецкого композитора, чье творчество завершило развитие венской классической школы и открыло пути в музыкальный романтизм, стало неотъемлемой частью современной культуры. Некоторые звуковые идеи Бетховена — 
«Так судьба стучится в дверь» из Пятой симфонии или «Обнимитесь, миллионы» из Девятой симфонии — превратились в настоящие эмблемы (или мемы, как принято говорить сегодня) и стали частью массового сознания. 
Санкт-Петербургская консерватория — старейший музыкальный вуз России, основанный в 1862 году, — связана с именем Бетховена прочными нитями живой традиции. Ведь среди первых профессоров Петербургской консерватории был «музыкальный внук» великого вéнца — Теодор Лешетицкий, основатель отечественной фортепианной школы: во времена своей венской молодости он учился у прямого (и любимого) ученика Бетховена — Карла Черни.
Торжественное празднование 250-летия Бетховена развернулось в Санкт-Петербургской консерватории в рамках известного на весь мир фестиваля «Международная неделя консерваторий». Фестиваль — ровесник третьего тысячелетия и нового, XXI века — этой осенью (как водится, в последнюю неделю октября) прошел в двадцатый раз, на нескольких сценах Санкт-Петербурга, от концерта-открытия 24 октября в Большом зале Филармонии до концерта-закрытия 31 октября в Концертном зале Мариинского театра. Основатель и директор фестиваля Лидия Волчек вместе с другими организаторами позаботилась о том, чтобы в программах грандиозного творческого форума имя Бетховена заняло достойное место. Среди самых ярких музыкальных событий юбилейного ХХ фестиваля оказался уникальный в своем роде концерт под названием «Бетховен — 2020 REMIX», представивший публике зала Яани Кирик захватывающий диалог современных композиторов с далеким венским коллегой. 
Объектом новейших переосмыслений стала бетховенская Симфония № 3 (Героическая), исполненная в оригинальной версии во втором отделении концерта, тогда как в первом отделении развернулась панорама премьер, возникшая «по мотивам» четырех частей упомянутого бетховенского цикла. Специально для ХХ фестиваля известными композиторами — профессорами Консерватории — были созданы следующие оркестровые произведения:
Увертюра-коллаж «Бетховену от Элизы» Светланы Нестеровой; 
Героическая симфония Евгения Петрова, 
I часть; 
Marcia Funebre Александра Радвиловича; 
Скерцо alla Beethoven Николая Мажары; 
«REMIX Финал» Антона Танонова. 
Все опусы были сыграны Симфоническим оркестром студентов Санкт-Петербургской консерватории под управлением ректора, заслуженного артиста России Алексея Васильева, 26 октября в серии «Оркестровые академии» (при поддержке Союза композиторов России).
А утром того же дня в Камерном зале Консерватории стартовала двухдневная международная конференция «Великие симфонисты прошлого — Бетховен, Чайковский, Малер: взгляд из XXI века». Весь первый день ее был посвящен многообразным разделам бетховенианы. Конференция, организованная кафедрой истории зарубежной музыки Консерватории, в условиях пандемии работала в смешанном, очно-дистанционном, режиме. Научный форум собрал крупнейших российских экспертов из Петербурга, Москвы, Ростова; к ним присоединился немецкий исследователь из Лейпцига, долгие годы возглавлявший Институт музыкознания Лейпцигского университета, видный специалист по Бетховену Хельмут Лооз. Открыл первое бетховенское заседание доклад о судьбах «большой» симфонии XIX века, прочитанный ключевым спикером первой сессии, профессором Московской консерватории Ларисой Валентиновной Кириллиной. Ее имя хорошо известно и профессионалам, и любителям музыки, потому что на ниве исследований о Бетховене Л. В. Кириллиной созданы и двухтомная научная монография, и увлекательная документальная биография композитора (в серии «ЖЗЛ»). Ключевой спикер второй бетховенской сессии, Хельмут Лооз, вышел на контакт со слушателями в формате видеосвязи, что вовсе не обеднило его интереснейший доклад с презентацией — 
«О драматичном повороте в восприятии Бетховена в Германии ХХ века», в переводе профессора В. А. Гуревича. Бетховен как идол искусства Сецессиона, Бетховен и новая религия Третьего рейха, Бетховен и провокативные пародии в духе западных протестных движений 1968 года, — эти и другие образы композитора-классика увлеченно обсуждал Хельмут Лооз, размышляя на вечную тему «Художник в меняющемся времени». Среди отечественных научных приношений тему восприятия бетховенской музыки продолжал доклад проректора Московской консерватории, профессора Константина Владимировича Зенкина, — «Бетховен в музыке второй половины ХХ века». Страницы бетховенианы Рихарда Штрауса и Игоря Стравинского — мастеров ХХ века — приоткрыли в своих выступлениях исследователь из Ростовской консерватории Константин Анатольевич Жабинский и автор этих строк. Значительная часть докладов была обращена к музыкальным сюжетам века девятнадцатого: главный редактор газеты «Мариинский театр» Иосиф Генрихович Райскин подготовил парадоксальный этюд о подразумеваемой Десятой симфонии Бетховена, доцент Петербургской консерватории Анастасия Александровна Логунова рассказала о современных трактовках вокального квартета из единственной оперы Бетховена «Фиделио», а старший научный сотрудник Российского института истории искусств Галина Владимировна Петрова поделилась мыслями об инструментальных квартетах композитора, входивших в музыкальный быт Петербурга через программы камерных собраний А. Вьетана — И. Б. Гросса. 
Не менее любопытными были и отражения Бетховена в российской композиторской культуре: бетховенским чертам в симфонических произведениях первого выпускника Петербургской консерватории П. Чайковского был посвящен доклад доцента Московской консерватории Даниила Рустамовича Петрова, тогда как сообщение доцента Санкт-Петербургской консерватории Владимира Владимировича Горячих акцентировало крепкие связи с Бетховеном, проявившиеся в наследии учителя Чайковского и основателя первой русской консерватории — Антона Рубинштейна. Символичным завершением бетховенского дня стало выступление доцента Санкт-Петербургской консерватории Елены Викторовны Романовой, рассказавшей о необычных интерпретациях Бетховена, которые успел подарить слушателям талантливый дирижер, выпускник и профессор alma mater Равиль Мартынов (1946–2004). 
Возвращаясь к концертной афише Международной недели консерваторий, стоит вспомнить и ее камерные краски: в концерте «Камерных серий», состоявшемся в Малом зале Филармонии 27 октября, студентами и аспирантами Петербургской консерватории были исполнены бетховенский струнный Квартет № 4 (лауреаты международных конкурсов Е. Глазунова, Е. Садовникова, 
Д. Бекеле, М. Гранов) и фортепианная Соната № 30 (лауреат международных конкурсов В. Фёдоров). Заметим, что в планах Санкт-Петербургской консерватории 2020–2021 учебного года значится конкурс камерных ансамблей, посвященный торжественной бетховенской дате: в настоящий момент он перенесен с декабря на март.
А в октябре доминантой бетховенского фестивального репертуара стал большой симфонический стиль — вопреки сложной эпидемиологической ситуации, которая помешала приехать в Санкт-Петербург многим зарубежным коллективам. Но участие иностранных гостей в гигантском проекте, традиционно объединяющем силы ведущих музыкальных вузов мира, все же состоялось; так в репертуаре фестиваля родилась новая рубрика «Концерты в цифровом формате». Впечатляющую запись Четвертой симфонии Бетховена прислал Симфонический оркестр MUK (художественный руководитель и главный дирижер — Андреас Штёр) из Университета музыки и искусств Вены (Австрия), а Симфонический оркестр VIVO (художественный руководитель и главный дири-
жер — Эркки Ласонпало) из Миккели (Финляндия) записал для ХХ фестиваля бетховенскую увертюру «Кориолан» и его Шестую (Пасторальную) симфонию. К слову, все аудиотреки, а также трансляции концертов доступны на официальном канале видеохостинга YouTube Санкт-Петербургской консерватории (см. ее официальный сайт).
В заключение не могу не упомянуть об одной истинно бетховенской детали, украсившей Международную неделю консерваторий. Звание почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории в день открытия фестиваля было присуждено выдающемуся музыканту современности — скрипачу, дирижеру и педагогу Максиму Венгерову. К сожалению, в силу понятных обстоятельств, маэстро не мог приехать на церемонию вручения диплома и мантии лично, но его волшебная скрипка звучала для аудитории и 24 октября (в Большом зале Филармонии, в видеообращении), и 30 октября (в Концертном зале Консерватории, во время дистанционного мастер-класса, проведенного музыкантом со студентами). Скрипка Страдивари, некогда принадлежавшая знаменитому скрипачу Родольфу Крейцеру, коллеге и близкому другу Бетховена, который посвятил ему свою Крейцерову сонату, — «Крейцерова» скрипка Максима Венгерова вносила в течение юбилейного фестиваля подлинное дыхание бетховенской эпохи. 
Наталия БРАГИНСКАЯ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (183), декабрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~mRcM7


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время